Наши публикации

В Париже в 1900 году. Воспоминания русского студента

В мае 1900 года окончились экзамены в Императорской Военно-Медицинской академии, и я перешёл на 5 курс, получил стипендию за 4 месяца вперёд (всего 120 рублей) и поехал в Симферополь к родителям с затаённой мыслью на эти деньги поехать на Всемирную Выставку в Париж. Лето кончалось.

Читать далее.

Песня

В бараке у нас теснота, грязь и галдёж. Набилось нас здесь 26 человек; так и живём – вечно на глазах один у другого, вечно в куче. А что меж нами общего? С четырёх концов российской земли втянула нас судьба в одно море гражданской войны и, изрядно побросав и помяв каждого, потом вот свела нас здесь, на этом болгарском руднике, и вместе поселила. Редкий день проходит у нас без вздорных препирательств, без мелких ссор и всегда в воздухе висит площадная брань.

Читать далее.

МОЛИТВА

Был ноябрь 1920 года. Белая Армия оставляла Крым. Наше военное училище эвакуировалось из Севастополя. Ждали погрузки. У пристаней широкой запрудой, перемешавшись с подводами и пожитками, стояло хмурое скопище людей с обветренными лицами в шинелях, в бурках, в фуражках, в папахах, в кубанках…

Читать далее.

В КИТАЕ НА ХОЛЕРЕ В 1902 ГОДУ

В начале мая 1902 года, через два-три дня после моего приезда в Порт- Артур, проходя по «Этажерке» [бульвар, ред.], я встретил контр-адмирала Витгефта, который шёл с портфелем, видимо, из дворца Главного начальника края, будущего Наместника Его Императорскаго Величества на Дальнем Востоке, адмирала Алексеева. Адмирал Витгефт остановил меня, взял за талию, повёл рядом с собой, и с такой же любезностью, как и при первом моём представлении ему, сказал:

Читать далее.

Забытые фамилии. Курукчи — страж, Куруксу — хранитель воды

При работе с фондом Таврического и Одесского Караимского Духовного правления (ТОКДП) в Государственном архиве АРК мною выявлены фамилии крымских караимов Корукчу сую Культе, Курукчи сую Культе, Куруксу-Культе (Ф.241.О.1.Д.523.Л.103, Д.353.Л.137, Д.826.Л.58). 

Читать далее.

Караимская школа в творчестве А. И. Катыка (по страницам «Караимской жизни»)

А. И. Катык (1883, Евпатория – 1942, Ленинград) – газзан, педагог, общественный деятель и писатель. Родился в семье учителя караимской школы –  мидраша. Окончил Александровское караимское духовное училище и историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе.

Читать далее.

Караимская красавица (XIX — начала XX века)

«Красота — эта страшная сила» — говорила героиня известного старого советского фильма, и была права. Но в разные времена у разных народов под этим понятием подразумевались то розовощекая мускулистая девица, то воздушное нежное создание. Русская «Елена прекрасная» представляется не иначе как с задорным взглядом и толстой русой косой, а японка — с опущенными глазами и в кимоно.

Читать далее.

Клуб и храм-кенаса караимов в Симферополе. Из истории.

В первые годы советской власти как грибы после дождя в Крыму появились национальные общества и клубы и общества национальных меньшинств. Караимский клуб Симферополя организовали в двухэтажном здании караимской девичьей школы (ул. Кантарная, ныне ул.Чехова).

Читать далее.

Непутёвые заметки г. Плюснина. К вопросу о порядочности.

Недавно прочли статью «Караимы Крыма. Путевые заметки. К вопросу об идентичности» Ю. М. Плюснина (Идеи и идеалы 2019, Том 11, № 2, часть 1, с. 209 – 229). Этот г. – профессор факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Москве, видимо слабо знает русский язык, ибо работая над темой, связанной с идентичностью караимов в Крыму, он не использует и не ссылается ни на одного (!) автора – караима Крыма (из 24 использованных работ только две на русском языке, да и то одна из них – караимофоба г. Кизилова), все работы еврейских, иудейских авторов, или авторов, пытающихся доказать, что караимы – суть евреи, а караимская религия – иудаизм. И опубликованы они не на родине г. Плюснина, и не на родине самих исследуемых этим г. караимов.

Читать далее…

Крымские караимы на оккупированных территориях в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Краткий очерк.

Некоторые аспекты этнической идентификации крымских караимов, проведенной государственными органами фашистской Германии в соответствии с принятыми ею нацистскими расовыми законами, в определенном смысле до конца не изучены. Так, остается непонятным, почему в 1941 1942 гг. в местах их компактного проживания, захваченных вермахтом (Крым, Литва, отдельные районы Украины), активно проводились работы по определению расово-этнической принадлежности крымских караимов, хотя вопрос в основе своей был решён указом Рейхсминистерства внутренних дел Германии от 22 декабря 1938 г., подтверждающим нееврейское происхождение народа, т.е. ещё до начала Второй мировой войны.

Читать далее.

ИЛЬЯ ЛЬВОВИЧ СЕЛЬВИНСКИЙ И КРЫМСКИЕ КАРАИМЫ

И. Сельвинский (Симферополь, 1899 – 1968, Москва) родился и до 1905 года жил в Симферополе. Затем семья переехала в  Евпаторию, где он учился в училище и гимназии. В 1918 году примкнул к революционному движению. В начале 1920 годов семья переехала в Москву. Затем Илья Львович попал в Крым в период Великой Отечественной войны, как военный корреспондент.

Читать далее

Дезинформация о Балта Тиймэз

В СМИ и интернете всё чаще появляются работы о крымских караимах, где, основываясь в основном на статьях М. Кизилова, как мантру повторяют тезисы о фальсификациях и выдумках, не задумываясь, тиражируют постулаты о подделках и прочих неприглядных фактах караимских авторов. Особенно часто это происходит при описании бытовых и культурных особенностей крымских караимов (караев).

Читать далее

Крепость лжи или краткий обзор типичных ложных утверждений об истории и культуре западных караимов

Название данной статьи созвучно с названием книги «Крепость веры» Исаака из Тракай, выдающегося земляка автора данной статьи.

Под термином «западные караимы» автор понимает, как и многие исследователи вопросов, связанных с караимами, караимов, проживающих на территории Крыма, Литвы, Польши, Галича и Луцка и их потомков, проживающих в других местностях.

Читать дальше

«Баш» – голова, начало, вождь, глава…

Человек всегда пытался познать себя и окружающий мир. Он объяснял природные явления, социальные закономерности, ми роздание, исходя из представлений о своём теле. Названия частей тела (соматизмы) относятся к базовой лексике языка. Их семантика – древнейший культурный код. Соматизмы активно применяются, имеют множественные параллельные значения. С ними связана большая часть идиоматических выражений, пословиц и поговорок.  Соматические лексика и фразеология отражают самовосприятие и мировосприятие носителей конкретной этнокультуры.

Читать далее

КРЫМСКИЕ КАРАИМЫ И А. К. ТОЛСТОЙ (1817-1875)

А. К. Толстой

Граф Алексей Константинович Толстой – видный отечественный литератор – широко известен произведениями разного жанра: проза и поэзия, драма и исторический роман, сатира и юмор… С братьями Жемчужниковыми создал знаменитого Козьму Пруткова, многие крылатые выражения которого стали поистине народными.

Читать далее

О старых караимских кладбищах Симферополя

Это кладбище я знал с детства. Располагалось оно также, как и соседние еврейское и русское, на пространстве, ограниченном улицами Севастопольской и Субхи. К караимскому кладбищу непосредственно примыкал переулок Школьный и здание военкомата Центрального района города. С родственниками мы навещали могилы моих дедушки и бабушки по матери: Кискачи Иосифа Яковлевича и Аджикей Самуиловны (урождённой Борю), похороненных соответственно в 1951 и 1953 годах.  Рядом – могила бабушки Борю (урождённой Сарач) Акбике Моисеевны, и её двух братьев – Э. С. и И. С. Борю, двоюродного брата мамы – Фуки Б. Ф.

читать далее

История одного знакомства

Караи – артисты

Обычаи, суеверия караев