Новости

КАлендарь праздников и памятных дат крымских караимов-Тюрков Улуг Ата санавы (Счёт Великого Отца). Февраль 2023.

Автор-составитель Владимир Ормели, Симферополь

Реклама

Памятные даты 2023 года

Не все воспоминания о прошлом и о людях уносит время. О некоторых память продолжает жить. Напомним некоторые юбилейные даты 2023 года, значимые для наших соплеменников.  

190 лет со дня рождения

  • С.А. Панпулова (1833-1913), вице-консула России в Румынии, в г. Костюнджи в течение 50 лет.
  • И.О. Синани (Челеби-Синани) (1833-1890), газзана, учёного, историка, учителя, автора «Истории возникновения и развития караимизма».
  • И.И. Казаса (1833-1912), просветителя, учёного, общественного деятеля, поэта, благотворителя. Он первый из караев Крыма получил высшее образование (1859). Знал 15 языков. Был инициатором и организатором женской караимской и татарской учительской школ, караимского духовного училища. Пионер газетного дела в Крыму. Цензор крымскотатарской газеты «Терджиман». Педагог гимназии, школы, училища. Востоковед. Третейский судья. Товарищ председателя Таврической Учёной Архивной комиссии. Действительный статский советник. В 1990 г. Крымский фонд культуры учредил премию им. И. Казаса. Его имя увековечено на мемориальной доске здания бывшей мужской гимназии в Симферорополе вместе с другими знаменитыми учениками и педагогами этого заведения.

180 лет

  • со дня рождения С.А. Прик (1843-?), учителя, автора книги «Главные законы караимского вероучения».
  • с дня основания педагогом, общественным деятелем, газзаном С. Беймом (1819-1867) училища для мальчиков в Кале.

170 лет со дня рождения М. Кальфа (1853-1918), организатора производства, общественного деятеля, гласного Городской Думы Харькова, участника национального съезда 1917 г. С братьями И. и Г. Кальфа он основал в Харькове крупную табачную фабрику. Братья Кальфа пожертвовали на нужды народа более 32 тысяч рублей золотом.

160 лет со дня рождения Г. Кальфа (1863-1919), благотворителя, организатора производства, общественного деятеля. Его потомки внесли большой вклад в сохранение этнокультуры караев.

155 лет со дня рождения С.А. Бабовича (1868-1932), доктора медицины, основателя санатория «Талласа» в Евпатории.

150 лет со дня рождения

  • Хаджи С.М. Шапшала (1873-1961), выдающегося сына и вождя крымских караимов, Гахана (светского и духовного главы), крупного ориенталиста-тюрколога, дипломата. Удостоен титула хана, генерал-адъютанта, придворного поэта в Иране. Член Краковской Академии наук. В Евпатории создал национальные музей и библиотеку Карай Битиклиги, приют для престарелых. В Вильнюсе создал караимский музей, общество любителей караимской истории, литературы и языка. Оставил богатое научное наследие, уникальные коллекции рукописей, монет, предметов быта, десятки публикаций по языку, истории и культуре крымских караимов. Удостоен высоких наград России, Ирана, Польши. Надпись на памятнике на его могиле в Вильнюсе: «Посвятил свою жизнь и знания науке и народу». На родовом кладбище БТ ему установили безмогильный памятник йолжы-таш с надписью: «Хану Шапшалу от караев». Имя С. Шапшала носит одна из улиц Бахчисарая.
  • С.Д. Джигита (1873-1937), городского головы Евпатории в 1919-20 гг.
  • И.Э. Дувана-Торцова (1873-1939), юриста, актёра, преподавателя, благотворителя.
  • А.И. Леви (1873-1926), драматурга, автора комедии «Ахыр-Земан».
  • М.Я. Шишмана (1873-1918), организатора производства, предпринимателя, создавшего в Симферополе консервную фабрику «Братья Шишман» – одну из самых крупных и лучших в России.

140 лет со дня рождения

  • С.С. Раецкого (1883-1925), создателя и редактора  национального печатного органа крымских караимов – журнала «Караимская жизнь» (Москва, 1911-1912).
  • М.И. Шакая (1883-1942), народного режиссёра и артиста, одного из организаторов театрального коллектива «Караимский драматический кружок» (1906-1924) в Евпатории.
  • А.И. Катыка (1883-1942), педагога, писателя, драматурга, поэта, автора комедий «Яддес», «Амма да кийув» – «Вот так жених», драмы «Маттанасыз» – «Бесприданница» и др.

130 лет со дня рождения

  • С.Ф. Кальфа (1893-1979), крупного офтальмолога, доктора медицины, профессора, основателя научной школы, автора более 200 научных публикаций, вернувшего зрение тысячам больных и раненых.
  • Б.Я. Кокеная (1893-1967), исследователя языка, истории и культуры караев, собирателя фольклора и предметов материальной культуры, автора публикаций в журналах «Мысль караимская», «Карай Авазы», «Онармах» и др. На Балта Тиймэз ему установлен безмогильный памятник йолджы таш.
  • Д.Б. Паша (1893-1944), участника 1-й Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, артиллериста, геройски погибшего, подбив 3 танка из орудия, 4-й подорвал, бросившись под него со связкой гранат; посмертно награждён орденом Отечественной войны.

120 лет назад в Киеве впервые издана светская поэзия крымских караимов – сборник стихов С. Кобецкого «Ирлар».

110 лет со дня рождения

  • О.М. Казас (Ивановой) (1913-2015), крупного учёного, доктора биологических наук, профессора, автора более 140 научных публикаций, в т. ч. 10 монографий, почётного академика Российской академии естественных наук.
  • Т.С. Леви-Ба(о)бовича (1879-1956), педагога, писателя, богослова, старшего газзана в Севастополе, с 1934 года – духовного главы египетских караимов (арабов).
  • С.И. Мичри (Дудник) (1913-1998), сироты, беспризорника, фамилию Дудник получившего в детдоме; Народного художника России, лауреата Госпремии СССР, орденоносца, профессора живописи. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее, Историческом и др. крупных музеях России.

Подготовила Ирина Баккал, Бахчисарай

О С. Крыме в воспоминаниях 1926 года

15 декабря 2022 года на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития историко-культурного наследия крымских татар» в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия в Симферополе старший научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова Р. Куртсеитов сделал доклад «Трансформация принципов Крымской народной республики, отражённых в устройстве довоенной Крымской АССР: современные реалии, тенденции развития», который основывался на изданной почти столетие назад, в 1926 году в Париже работе Д.С. Пасманника «Революционные годы в Крыму». Относительно крымского правительства С. Крыма докладчик сообщил, что по всем известным причинам в этом правительстве было сильное еврейское лобби, дав понять, что этот факт определила личность самого С. Крыма. Не сказав напрямую, Р. Куртсеитов, тем не менее, выразился таким образом, что у слушателей создалось впечатление, что сильное еврейское лобби в правительстве явилось следствием того, что Соломон Крым – еврей. На мой вопрос, прямая ли это цитата из книги Д. Пасманника, или мнение самого докладчика, последовал совет внимательно прочитать «Революционные годы в Крыму» – там 212 страниц. На мой повторный вопрос, с замечанием, что С. Крым – всё же крымский караим, а не еврей, и с просьбой уточнить связь с еврейским лобби, Р. Куртсеитов ответил, что он привёл прямую цитату Д.С. Пасманника, что повторно подтвердил и в кулуарах для меня и других участников конференции.

          Следуя совету сотрудника НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма, я проверила эту информацию. Оказалось, что о еврейском лобби в правительстве Крыма Д.С. Пасманник не писал. Кому то может показаться это событие незначительным, несущественным, но я всё же обратила на него внимание. В связи с тем, что крымских караимов-тюрков мало, а ещё меньше их посещают конференции и другие общественные мероприятия, многократно замечен неприятный факт, что выступающие говорят странные вещи (иногда оскорбительные, иногда смешные) о происхождении, этнокультуре, истории народа, не боясь возражений среди публики, создавая у слушателей ложное представление о крымских караїмах-тюрках. В книге же «Революционные годы в Крыму», написанной свидетелем тех далёких крымских событий, я нашла интересные факты о крымском правительстве С. Крыма и характеристику замечательному человеку, учёному, промышленнику, общественному деятелю, благотворителю, члену Государственного Совета и Государственной Думы двух созывов, инициатору и основателю Таврического университета Соломону Крыму (1864–1936), которые частично привожу ниже [из раздела ХІV. Образование крымского правительства, С. 113-123, где речь идёт о Втором Крымском краевом правительстве (5.11.1918 – 04.1919), созданном после подачи в отставку М.А. Сулькевича].

<…> характерная мелочь: когда мы обсуждали состав новой власти, зашла речь о названии. С.С. Крым, намеченный нами единогласно главой будущей власти, настаивал, чтобы её члены носили скромное название «главноуправляющих», или «временно управляющих». «Какие же тут министры, говорил Крым, когда всего-то нам придётся управлять пятью уездами».

<…> Собственно, были уже примеры создания краевой власти – в Киеве, на Дону, на Кубани, но там власть создавалась силою штыков. Лишь в Крыму власть должна была явиться результатом общественной самодеятельности на основе партийного соглашения.

Раз не было за властью вооруженной силы, то она должна была опереться на авторитетное общественное учреждение, каким тогда было земство, пополненное городскими головами городов.

<…> Ген. Деникин и его представители в Крыму выступили решительными противниками сейма: так создалась легенда о сепаратизме правительства С.С. Крыма, что давало повод всяким реакционным авантюристам угрожать всем членам правительства виселицей и расстрелами. Ведь в 1920 г. С.С. Крым, вызванный командованием в Крым для определённого дела, был арестован на пароходе в Ялте каким-то офицером и чуть не был расстрелян.

<…> 15-го ноября 1918 г. С.С. Крым вступил во власть, получив её из рук губернского земства. Много нареканий навлёк на себя этот идеально честный общественный деятель и глубокий русский патриот со стороны вождей добровольческой армии, многих её офицеров и вообще реакционеров всех калибров. Я не знаю большей несправедливости. А как пошлы становятся эти нарекания, когда начинаются они с того, что его зовут Соломон Крым, т. е. что он не православный, впрочем, и не еврей, а всего лишь караим. У каждого общественного деятеля имеется своё честолюбие. Но не оно заставляло С.С. Крыма стать во главе власти в необычайно трудный момент, при очень тяжёлых условиях, когда впереди виднелись не лавровые, а лишь терновые венки. Долго пришлось его убеждать, раньше, чем он согласился стать во главе Крымской власти. Тогда все сошлись на нём. Мы надеялись, что даже татары примирятся с его кандидатурой. Ведь он столько лет был их защитником и в Госуд. Думе, перед губернскими и столичными властями, повсюду, где только можно было. Но во всяком случае среди остального крымского населения не было двух мнений. Крупный помещик, он, в качестве одного из лучших виноделов России и опытного агронома, пользовался популярностью своей высоко культурной деятельностью. Ведь разгромленный теперь большевиками Таврический университет в Симферополе создан исключительно им. Долголетний земский деятель, он пользовался доверием «третьего элемента» [интеллигенция, служившая по найму (врачи, учителя и др.)], благодаря своей строгой деловитости и глубокому знакомству с земским делом. Член Госуд. Думы и Госуд. Совета, он никогда не отличался боевым темпераментом! – Человек врождённого такта и меры во всём, он повсюду стремился вносить примирение, сводя всегда общие идеи к конкретным жизненным фактам. Сколько раз мне приходилось наблюдать, как он несколькими скромно сделанными замечаниями сглаживал острые споры между петербургскими «орлами» в его министерстве – Набоковым и Винавером! Что же им руководило? Идеально чистая и глубокая любовь к России, скорейшему оздоровлению которой он хотел содействовать путём сохранения законного порядка в одной из её окраин – в Крыму. И он не был «медным всадником», способным растоптать большевицкую змею, но кто из вождей Добрармии посмеет его в этом упрекнуть?

<…> Его ближайшими сотрудниками были В.Д. Набоков – министр юстиции и М.М. Винавер – министр внешних сношений.

<…> Из местных людей в министерство Крыма вступили ещё кадет Н.Н. Богданов, участвовавший в Корниловском походе, эсэр С.А. Никонов, ненавидевший демагогию во всех её формах, и плехановец П.С. Бобровский, смело боровшийся, как социалист, не только против большевизма, но и против всех проявлений антинационального социализма. Кроме этих шести министров, руководивших политикой края, были ещё четыре деловых министра: министерством финансов, вместо приглашённого П.Л. Барка, который должен был уехать с поручением заграницу, управлял А.П. Барт, Управляющий Казённой Палатой, впоследствии расстрелянный большевиками, А.А. Стевен, управляющий министерством снабжения и путей сообщения, тоже павший жертвой чекистов, генерал Бутчик – в роли военного министра, вечно интриговавшего против своего правительства, и адмирал Канин – в роли морского министра, жившего всё время в Севастополе, не вмешиваясь в управление краем. С. Крым надеялся со временем привлечь и татар к участию в местной власти. Но они упорно отказывались, надеясь на какие-то чудеса, которые должны были бы вновь отдать Крым исключительно в их руки <…>.

А. Полканова.

Не стало врача и учёного Бориса Юсуфовича

6 января 2023 года из жизни ушёл Борис Иосифович Юсуфович — выдающийся учёный, один из основателей Крымского Республиканского онкологического диспансера, доктор, помогший в борьбе с раком многим людям.

Борис Иосифович родился 28 января 1932 года в Симферополе. Окончил Медицинский институт по специальности врач-гинеколог. В Крымском Республиканском онкологическом диспансере трудился 55 лет. Был ведущим специалистом в области радиологического лечения для диагностики, терапии и их активного внедрения в клиническую практику для борьбы с раком. На основе его опыта строилась тактика и принципы лечения в радиологическом отделении онкодиспансера. Под его руководством  в 1980-х годах проводились доклинические исследования для лечения рака различной морфологии, которые актуальны и по сей день.

Борис Иосифович заведовал гинекологическим отделением Крымского республиканского онкологического диспансера, был высококлассным специалистом в сфере онкогинекологии, дал знания многим врачам.

Борис Иосифович отличался настойчивостью, ответственностью, обязательностью, высокой работоспособностью, умел обобщать и критически оценивать научные результаты, обладал большим опытом и умением в организации и проведении научных исследований. Уход Борис Иосифовича – невосполнимая утрата для науки и медицины.

Борис Иосифович был членом Симферопольского национально-культурного общества крымских караимов, принимавшим активное участие во многих мероприятиях организации.

Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Бориса Иосифовича.

Джан джаннете болсун.

Коллеги, крымские караимы Симферополя, близкий  друг Лена Лунга.

«ДИАЛОГ КУЛЬТУР» в «Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия»

27 декабря 2022 года в зале Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия открылась выставка «Диалог культур».

На выставке представлены  фотографии, печатные издания, документы, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы одежды и ткачества народов, исторически сформировавшихся в рамках единой крымской культуры, коренных народов Крыма — крымских татар, крымских караимов и крымчаков.

С приветственным словом выступила директор Сафие Эминова, отметив тесную взаимосвязь культурного наследия, веками накопленного народами, населяющими крымский полуостров.

Краткую экскурсию и открытие экспозиии вела методист музея Шефика Абдураманова.

Заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым, старший научный сотрудник Симферопольского художественного музея Анна Полканова и профессор, доктор исторических наук, доцент кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова Владимир Поляков рассказали о последних научных данных генетической экспертизы крымских караимов-тюрков (караев), несомненном тюркском происхождении этноса, предметах выставки из Музея истории, культуры и религии крымских караимов-тюрков (караев) им. Тамары Ормели при Национальнозкультурной автономии крымских караимов г. Симферополя.

Мамедова Ава-Шерфе поделилась воспоминаниями о своей семьи и изложила факты из жизни своего отца – фронтовика Сервера Шерфединова.

Большой находкой мероприятия стало включение архивной записи народных песен караев в исполнении Хаджи Серайи Хана Шапщшала. Артисты  Крымскотатарского фольклорного ансамбля «Крым» Крымской государственной филармонии — заслуженная артистка Республики Крым Афизе Касара и заслуженный артист Республики Крым и Республики Татарстан Арсен Бекиров исполнением народных крымских песен создали удивительную атмосферу праздника.

В числе гостей были представители общественности, культурных учреждений и журналисты телеканала «Миллет».

Выражаем благодарность коллективу Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия за прекрасную экспозицию и возможность познакомиться с некоторыми сведениями о коренных народах Крыма.