Новости

Конференция «Караимы Литвы» в в Азербайджанской Республике

В Международном фонде тюркской культуры и наследия (МФТКН) в рамках совместного сотрудничества организации и посольства Литовской Республики в Азербайджанской Республике состоялась конференция и открытие выставки «Караимы Литвы».

Как сообщает АЗЕРТАДЖ, конференция началась с показа видеосюжета, отражающего историю сотрудничества между МФТКН и Литвой.

Открывая конференцию со вступительным словом, президент фонда Гюнай Эфендиева рассказала о переселении ряда тюркских народов в различн

ые страны в зависимости от исторических условий. Она отметила, что в настоящее время наблюдается восстановление и расширение отношений с малочисленными народами тюркского этнического происхождения. Президент фонда подчеркнула, что сегодня со стороны глав тюркских государств, а также организаций тюркского сотрудничества уделяется особое внимание и поддержка интеграции тюркских народов. Г.Эфендиева высоко оценила бережное отношение Литвы к проживающим на ее территории национальным меньшинствам тюркского этнического происхождения – татарам и караимам: «Не случайно прошлый год в Литовской Республике был объявлен «Годом литовских татар», а нынешний – «Годом литовских караимов». В 2021 году между Фондом и Литвой был подписан Меморандум о сотрудничестве с целью сохранения и дальнейшего продвижения историко-культурного наследия татар и караимов, проживающих в стране. В Фонде с участием министра иностранных дел Литовской Республики Габриэлиуса Ландсбергиса состоялось открытие выставки «Татары Литвы», где были представлены редкие портреты выдающихся личностей, а также исторические фотографии, отражающие обычаи и культуру литовских татар».

Президент фонда отметила, что караимы – самая малочисленная этническая группа тюркского происхождения, заселившаяся в Литве. Проживающая в Тракае караимская община на протяжении веков сумела сохранить свои традиции, веру, обычаи и, самое главное, язык. Язык караимов относится к кипчакской группе и является одним из языков, охраняемых ООН. Несмотря на малочисленность караимов, они занимают особое место в Тюркском мире и вместе с тем, являются важной частью литовского общества. Напомнив о мероприятии, проведенном фондом в рамках открытия «Года литовских караимов» Гюнай Эфендиева сказала: «Мероприятие состоялось во время визита в Фонд первой леди Литовской Республики Дианы Науседене. С Дианой Науседене мы говорили о важности межнациональной интеграции, вкладе каждой нации во всемирное наследие и значимости мультикультурных и толерантных ценностей. Затем мы ознакомились с организованной в рамках сотрудничества с посольством Литвы в Азербайджане выставкой, посвященной караимам. Сегодня мы вновь проводим конференцию, открываем выставку, и снова собираемся вместе, чтобы ознакомиться и представить караимское наследие. Мы изучаем историко-культурное наследие караимов из глубины веков, заглядываем в их прошлое».

Выступивший на мероприятии посол Литвы в Азербайджане Эгидиус Навикас оценил деятельность фонда как вклад в продвижение и развитие диалога между Тюркским миром и народами, представляющими другие культуры. Посол подчеркнул важность реализации ряда совместных проектов фонда с посольством Литвы в Азербайджане и выразил большое удовлетворение успешным сотрудничеством.

Выступившая на конференции с презентацией председатель Культурной ассоциации караимов Литвы Карина Фиркавичуте, подробно рассказала участникам мероприятия о древней истории, культуре, о пути, прошедшем караимами из прошлого в настоящее. K.Фиркавичуте рассказала о языке, религиозных верованиях, численности караимов, а также о работе, проделанной возглавляемой ею общиной в направлении сохранения их самобытности и передачи ее будущим поколениям.

В завершение конференции состоялся обмен памятными сувенирами.

В рамках мероприятия состоялось открытие выставки картин, отражающих традиции, образ жизни и национальную одежду караимов. Выставка сопровождалась национальной музыкой и песнями в исполнении артистов – представителей караимов Литвы Ритаса Линге и Августы Фиркович.

В мероприятии приняли участие официальные лица, послы стран-членов и наблюдателей Фонда, а также других стран, представители литовских караимов, общественные деятели.

Материал AЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО AГЕНТСТВА АЗЕРТАДЖ

Реклама

О видном организаторе культуры и общественном деятеле Крыма А.И. Полканове

        

  15 декабря 2022 года в Симферополе в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия прошла научная конференция с международным участием «Актуальные проблемы и перспективы развития историко-культурного наследия крымских татар», посвящённая памяти известного общественно-политического и литературного деятеля, муфтия мусульман Крыма Номана Челебиджихана и 105-летию I Курултая крымскотатарского народа.

В мероприятии участвовали научные и музейные сотрудники, педагоги, журналисты, общественные деятели из Симферополя, Бахчисарая, Севастополя, Алупки и Стамбула.

          На конференции мною был сделан доклад, посвящённый жизни и деятельности А.И. Полканова, о котором писал историк и архивист Владимир Козлов так: «16 августа 2014 г. исполняется 130 лет со дня рождения Александра Ивановича Полканова (1884-1971) — видного учёного-крымоведа, организатора музейного дела и охраны памятников старины. Несмотря на масштабность этой фигуры, значительные заслуги в области создания, развития музейной сети и охраны культурного наследия Крыма, личность А.И. Полканова, к сожалению, остаётся полузабытой, и о нём знают лишь специалисты — музееведы. К столетию со дня рождения А.И. Полканова о видном организаторе культуры и общественном деятеле Крыма появились лишь 2-3 публикации. <…> Юбилей крымоведа и общественного деятеля, столь много сделавшего для крымской культуры, заставляет вновь подумать о мемориализации его памяти».

          К сожалению, слова В. Козлова о забытых и полузабытых именах крымской истории и культуры можно отнести ко многим деятелям полуострова: художникам, музейным работникам, просветителям, что многократно прозвучало в докладах конференции.

          В судьбах образованных крымчан начала XX века было много общего. Бурные исторические события, развитие философской, научной мысли и образования вели за собой деятельную молодёжь. Сравним, для примера, основные вехи биографии Александра Полканова и Номана Челебиджихана.

          Оба родились в крымских сёлах в семьях духовных лиц с разницей в 1 год: Александр Полканов в с. Салы (сейчас Грушевка) в Крыму в 1884 году в семье православного священника, Номан Челебиджихан — в с. Буюк-Сунак (ныне не существует) у Джанкоя в 1885 г. в семье имама.

         

Оба получили образование в религиозных учебных заведениях для подготовки духовенства: Н. Челебиджихан — в медресе Акчора и в Зынджырлы медресе у Бахчисарая, А. Полканов — в семинарии Симферополя.

          Оба увлекались революционными в то время идеями, были участниками организаций учащихся и политических организаций. Публиковали и были авторами произведений на злобу дня, распространяя их в Крыму.

          Получили юридическое образование: будущий муфтий мусульман Крыма, Литвы, Польши и Белоруссии в Стамбульском университете и в Петербургском  институте психоневрологии; будущий заведующий КрымОХРИСом — в Петербургском университете.  Оба вернулись в Крым, активно участвуя в общественной жизни, каждый в своей сфере. Участвовали в I Мировой войне.

         

23 февраля 1918 года в Севастополе во время революционного террора жизнь крымскотатарского политика и общественного деятеля, первого председателя правительства Крымской Народной Республики, организатора I Курултая крымскотатарского народа оборвалась. Он был расстрелян революционными матросами.

          Судьба Александра Полканова сложилась иначе. Он не стал жертвой террора в Крыму в 1918-1922 годы, однако неоднократно арестовывался позже.

           В 1921 году он стал заместителем, а в 1922 — заведующим Крымским областным комитетом по делам музеев и охраны памятников искусства, истории, старины и народного быта (КрымОХРИС). Эта организация в самое трудное время установления советской власти на полуострове, неразберихи и голода, сыграла огромную определяющую роль в сохранении и спасении памятников архитектуры, истории, культуры; собирании художественных ценностей; организации музеев в Крыму.

          КрымОХРИС руководил восстановлением музейной сети полуострова. Он оперативно реагировал на все неотложные задачи непростого времени, оказывая организационную, методическую, материальную помощь музеям. КрымОХРИС представлял интересы крымских музеев и учёных перед органами власти. Деятельность этого учреждения под руководством А. И. Полканова создала “благоприятные условия для развития плодотворной научно-исследовательской и экспозиционной деятельности крымских музеев в 20-е–30-е гг. ХХ в.” [Асанова, 2010].

«А.И. Полканов в самое тяжёлое время с 1921-1922 г. руководил не только Крымохрисом, но и был уполномоченным Главнауки Наркомпроса РСФСР в Крыму и заведовал Центральным музеем Тавриды. Во многом благодаря энергии и самоотверженности А.И. Полканова из спасённых художественных ценностей в течение двух-трёх лет были созданы полтора десятка музеев! Такого числа не было ни в одном регионе СССР (не считая Москвы и Петрограда-Ленинграда)» [Козлов, 2014].

          Заведующая Музейным отделом Наркомпросса РСФСР Н.И. Троцкая  указывала, что Полканов как руководитель Крымохриса «выказал исключительную энергию. И подчас героизм в деле сохранения музейных ценностей». Он «незаменимый администратор и музейный работник». Бонч-Осмоловский в 1923 писал: «… считаю своим долгом отметить роль заведующего Крымохрисом А.И. Полканова, прекрасного администратора и организатора, поставившего Крымохрис в настоящее трудное для музейного дела время на прочную почву».

Как же была связана жизнь и деятельность Александра Ивановича с сохранением историко-культурного наследия крымских татар? Во многом этот вопрос осветила в статье  «Печатные и архивные материалы А. И. Полканова по истории и культуре крымских татар» научный сотрудник Бахчисарайского музея-заповедника Эдие Мустафаева [2015]. Прекрасно зная крымскотатарские язык и культуру, с детства окружавшие его, Александр Иванович понимал необходимость их сохранить. В работе «Первоочередная задача Крымохриса» (1925), А. Полканов писал: «Между тем, с каждым днём теряется лишний шанс проникнуть в толщу татарской истории. С каждым днём на наших глазах разрушаются природой и тёмными людьми памятники татарской архитектуры; исчезают прекраснейшие и типичные образцы народного искусства (юзбезы, кбрызы, марамы, чеканные и филигранные изделия, ткани и пр.), гибнут старые книги и рукописи, уходят под землю дюрбе и надгробия, забываются или ассимилируются под влиянием нового быта старинные народные мотивы, песни, легенды, сказки, обычаи, игры и т. д.

          Если в первую очередь не поставить охрану и изучение этих памятников материальной и духовной народной культуры, то они бесследно исчезнут с лица земли, скрыв с собою семивековую татарскую историю.

Вот причины, вследствие которых Крымохрис в число своих перовочередных задач включил охрану и изучение памятников татарской культуры».

         

Если кратко, то для выполнения этих задач Крымохрис наметил на 1925 год следующий план работ: 1. Созыв Всекрымского съезда по татароведению, 2. Открытие в Симферополе отделения Всероссийской Ассоциации Востоковедения, 3. Создание в Бахчисарае Института Татароведения, 4. Организация этнографической экспедиции, 5. Организация раскопок первуй татар ской столицы в Крыму Солхат (Старый Крым), 6. Установление святи и руководство в собрании и изучении материалов татар ской культуры на периферии краеведческими ячейками. Во многом этот план был выполнен. Сокращённую статью Э. Мустафаевой об этом приведу ниже.

«Одним из первых шагов в становлении музейного дела был проведение съезда (5–9 октября 1922 г.), на котором рассматривался вопрос сохранения крымскотатарского «историко-этнографического музея» при Бахчисарайском дворце и музея Гаспринского. На съезде были распределены сферы исследования. Бахчисарайский музей признан центром изучения крымскотатарской культуры, а Евпатория, помимо караимской, исследовала этнокультуру степных крымских татар. Направления музейной деятельности определяла резолюция съезда: 1) обратить внимание музеев на изучение и собирание памятников истории, культуры и быта крымцев, 2) организовать при участии Крымохриса специальной экспедиции по сбору, фиксации и изучению материалов по этнографии, истории, искусству, музыке, литературе и проч., 3) разработку и распространение воззваний на крымскотатарском языке о бережном отношении к памятникам искусства и культуры, о сдаче их на хранение в музеи. Десять лет музейного дела в Крыму можно охарактеризовать, как прорыв в научно-исследовательской, собирательской деятельности. С 1922 по 1930 гг. были проведены семь конференций, на которых особенно подчеркивалась важность для Крыма изучения и охраны памятников крымскотатарской культуры, находившихся ранее в полном забвении и пренебрежении. Начиная с 1924 г., организовывались специальные и комплексные экспедиции по Крыму, одной из основных задач которых была регистрация, научная фиксация и изучение памятников культуры. В деревнях, особенно Бахчисарайского района, проводилась организация кружков по охране памятников и сбору материалов у местных жителей. Крымохрисом был издан специальный плакат с рисунками на крымскотатарском языке. Благодаря экспедиции и воззваниям, собрали огромный материал – вещевой, этнографический, фотографический, который сдавался в музеи – Бахчисарайский, Ялтинский Восточный и Центральный Крымской АССР (Музей Тавриды). Результатом экспедиционной деятельности стала организация при музеях новых отделов, или новых комплексов в отделах, например, колхозного хозяйства и быта, современных кустарных промыслов (Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский, Евпаторийский, Ялтинский). Помимо этнографических экспедиций, во время которых собирались предметы, ставшие основой экспозиций музеев, велись Бахчисарайским дворцом-музеем при участии Всесоюзной ассоциации востоковедения, Реставрационных мастерских Главнауки РСФСР и Центрального музея Крымской АССР многолетние систематические раскопки памятников. Исследования проводились в Старом Крыму (памятники золотоордынского периода) и Бахчисарае (в Эски-Юрте и Чуфут-Кале). Приказом Крымревкома № 450 от 21.08.1921 г. в ведение Крымохриса передавался ряд наиболее важных археологических памятников: Бахчисарайский дворец и все дюрбе, развалины мечетей Ешиль-Джами, Эски-Сарай, Карагоз и Колеч, развалины древних сооружений в Старом Крыму, мечетей и др. Этим же приказом воспрещалось «занятие, использование, переделки, перестройки, раскопки всех вообще памятников и исторических мест в Крыму, а также производство археологических раскопок, разведок и изысканий без разрешения Крымохриса». Комитет старался привлекать к охране памятников старины население. Печатались специальные плакаты на крымскотатарском и русском языках, в которых разъяснялось значение археологических памятников. Давалось понятие о них и возможных карательных санкциях за их порчу, согласно закону. С 1925 по 1928 гг. производились ремонты архитектурных памятников отчасти на государственные бюджетные средства. Они дали возможность приступить к ремонту самых аварийных: дюрбе и дворец, мечеть Ешиль-Джами в Бахчисарае, Джума-Джами и текие в Евпатории, карасубазарских (белогорских) памятников крымскотатарского зодчества, карагозской и колечской мечетей и др. К музейной деятельности привлекались учащиеся. Для этого организовывались кружки, на которых читались краеведческие и искусствоведческие лекции и доклады. С 1929 г. музеи Крыма находились между собой в «социалистическом соревновании», в котором внимание отводилось вовлечение в работу населения, в частности, крымских татар… 1920-е гг. были подъемными и для крымскотатарских художников. Александр Иванович, как искусствовед, отдельно выделял группу крымскотатарских художников: А. У. Устаева, М. А. Абселямова, Ф. З. Ильясова, Т. И. Афузова, Х. Н. Богоудинова. Устаева, Абселямова и Богоудинова он характеризует как прекрасных живописцев, передающих любовь к родной природе через колоритные, яркие картины…

… встречаются дела с воспоминаниями А. И. Полканова об оккупации Крыма фашистами, перепиской с Я. П. Бирзгалом, Н. С. Барсамовым…Одно из воспоминаний рассказывает о том, как «сохранился Крымский Краеведческий музей». А. Полканову удалось спасти почти весь отдел этнографии и почти всю коллекцию Таврики. Совместно с И. Т. Глобенко и А. С. Дейчем они делали тайники. Однако, «Зондер фюрер отд. пропаганды лейтенант «доктор» Макс (сотрудник Венского музея народоведения) стащил татарские вышивки, ткани, медную посуду из отдела этнографии. После жалобы Александра Ивановича должен был отдать, но их забрал профессор гамбургского музея Штампфус». Та же участь ожидала и фонды Бахчисарайского музея. В письме Барсамову говорится о том, что фашисты смогли украсть лишь часть коллекции, спрятанной в пещере Чуфут-Кале. Отправили в Берлин лишь «два десятка чадр и национальных одежд».

О «сотрудничестве» крымских татар с оккупантами во время оккупации Крыма в годы II Мировой войны говорится: «… Пришел за помощью комсомолец-татарин, который меня знал. Он сбежал из «добровольческого» отряда. Гитлеровцы собирали из квартир татарскую молодёжь, сажали в казарму, одевали винтовки и под командыванием и конвоем отправляли на фронт. Я назначил его зав. этн. отдела. Мой Мустафа после освобождения Крыма пошел в Кр. Армию…». Одной из муссированных тем до сих пор остается «предательство» крымских татар, и сотрудничество их с оккупантами. В письме Барсамову есть следующий момент: «что значат Ваши высокомерные слова “Все, кто оставался на оккупированной территории, были исключительно молчаливы (?), ничего не знали (?) и не помнили и многие явления из музейной жизни того времени до сих пор остаются загадкой” (?!). Раз “Все”, значит и я!!! Почему “мы” все “молчаливы”, ничего не знаем и не помним? Невольно напрашивается ответ: “Мы” что-то делали в оккупации нехорошее, быть может прислуживались фашистам, поэтому скрывали, “забываем” все сознательно. Быть может, мы при оккупации отлично кормились и нам давали “продовольственные карточки высшей категории”, какие Вы получали в Ереване. Выходит, что все население, которое оставалось в Крыму настолько хорошо жило, что лучше помолчать… жизнь советских людей при оккупации, – расскажу ответ Хрущева на вопросы молодых Крымских Ученых. Они спросили Хрущева через 1 секретаря обкома Титова: правильно ли сделано с выселением татарского народа и как надо относится к людям, которые остались на оккупированной территории. На 2-й вопрос Хрущев ответил тоже вопросом: “А что бы было, если бы весь 70 млн. украинский народ двинулся на Восток под давлением немецких полчищ, – тогда никакой транспорт не смог бы их вывезти, а если б пошли пешком, то половина людей пропало бы от голода, болезней, и то среди них были женщины, дети и старики, а молодежь была вся в армии, и их путь был бы усеян трупами. Поэтому относится огулом к населению, оставшемуся на оккупированной территории, нельзя … ».

О сложностях пребывания в оккупированном Крыму говорится в письме Бирзгалу: «умерли в трудных условиях оккупации Амет Калафатов, этот мудрый кедай и певец народной красоты». …. А. И. Полканов, как и многие репрессированные, забытые ученые, работы которых сохранились в ограниченных количествах из-за гонений в советское время, должны стать примером для подражания нынешнего поколения».

А. Полканова.

Завершение реставрации кенаса Симферополя

Фото Ю. Полканов, В. Ормели. Акварель Г. Бабаджан

Научно-проектную документацию на второй этап реставрации и приспособления к современному использованию объекта культурного наследия регионального значения «Кенаса» (1891-1896 годы), расположенного в Симферополе на ул. Караимской, 6, литер «А» выполнил генеральный подрядчик-  ООО «Корпорация АТТА ГРУПП» (подрядчик ООО «Кирамет»).

В начале 2020 года документация прошла государственную экспертизу в ГАУ РК «ГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗА» в г. Симферополь.

В конце 2020 года начались работы на объекте культурного наследия.

Первым этапом ремонтно-реставрационных работ (проектом реставрации 2017 года) были предусмотрены работы по воссозданию первоначального внешнего облика здания (воссоздание стрельчатых окон, реставрация фасадов с каменным декором, гидроизоляция фундаментов, инъектирование стен, замена кровли и т.д.). Работы на объекте были произведены ООО «Корпорация АТТА ГРУПП».

Вторым этапом ремонтно-реставрационных работ с приспособлением к современному использованию были предусмотрены реставрация лестницы и помещений подвала; реставрация вестибюля и лестничной клетки; устройство балкона женского отделения, отделения для детей и основного зала для мужчин (по аналогам и на основании раннее разработанной проектной документации); благоустройство территории; приспособление здания к современному использованию.

В целях приспособления здания к современному использованию, соответствующему историческому культовому назначению с фрагментами музеефикации (на первом этаже размещается экспозиционные залы музея караимской культуры), осуществлены демонтаж существующих поздних внутренних стен и перегородок, электрощитовой и инженерных сетей (устроенных в период перестройки здания под радиоузел); произведены устройство горизонтальной разделительной отдельно стоящей конструкции между экспозиционным и молельным залами на колоннах и устройство новых перегородок для приспособления интерьеров первого этажа под музей; здание оборудовано внутренними инженерными системами.

Проектом предусмотрено сохранение архитектурных и объёмно-планировочных решений, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия.

 В прошлом при перестройке кенаса под радиоузел были утрачены аутентичные интерьеры здания. Сохранился небольшой фрагмент алтарной части молельного зала. В ходе исследований были изучены архивные материалы, дающие возможность восстановить аутентичную планировку здания кенаса, с учётом приспособления здания под современные нужды.

Алтарная часть основного зала предусмотрена традиционно для караимских кенаса из дерева и находится в южной части здания. Балкон женского отделения имеет ограждение с деревянными дубовыми стойками до потолка и решётчатым деревянным заполнением. Стены зала для молитвы отделаны декоративной штукатуркой с кварцевым песком. Низу стен украшают деревянные панели. Полы в зале и в женском отделении из паркетной доски.

Авторский коллектив ООО «Кирамет» осуществлял научное руководство и авторский надзор при выполнении реставрационных работ на объекте культурного наследия (главный архитектор проекта – Ольга Ильинична Сергеева, руководитель авторского надзора – Яна Борисовна Калиновская).

Работы на объекте осуществлял ООО «Научный реставрационный центр» (генеральный директор – Александр Юрьевич Меньшиков, заместитель директора – Максим Николаевич Бахута).

Проектные решения приняты на основании историко-архивных и библиографических исследований в соответствии со строительной периодизацией, утверждённым предметом охраны (Приказ Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым №103 от 14.06.217 г. Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Кенасса», 1891-1896 годы»), техническим заданием (Приложение №2 к Государственному контракту №12/ФЦП от 04 октября 2018 г.), заданием по сохранению объекта культурного наследия от Заказчика (Задание на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) Российской Федерации «Кенасса» (1891-1896 годы), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Караимская, д. 6, литер «А» №83/2018 от 03.12.2018 г.) и задания на проектирование, утвержденного Пользователем.

16 декабря 2022 года на территории реставрируемого объекта состоялось совещание с присутствием заинтересованных сторон по вопросам готовности к сдаче-приёмке ремонтно-реставрационных работ, их соответствия утверждённой документации. Участники совещания – руководство и авторский коллектив ООО «Кирамет», представители  ООО «Научный реставрационный центр», Департамента государственной охраны культурного наследия и Местной религиозной организации «Симферопольская караимская религиозная община караимского вероисповедания «Чолпан» обсудили итоги проведения реставрационных работ и планируемые мероприятия для ввода здания кенаса в эксплуатацию.

,

КАлендарь праздников и памятных дат крымских караимов-Тюрков Улуг Ата санавы (Счёт Великого Отца). ДЕКАбрь 2022.

Автор-составитель Владимир Ормели

Календарь на 2022

Ага Думпа в «Антологии народной культуры»

В «Антологию народной культуры» вошли сто объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе два от Крыма: крымскотатарский семейный ансамбль Зинадиновых из села Мичуринское Белогорского района и праздник феодосийских крымских караимов Ага Думпа, который представляла Местная общественная организация «Феодосийское национально-культурное караимское общество «Мэхэбэтлик», председатель Ольга Ткебучава.