Иосиф Григ (Григулевич, Григулявичаос; 5.05.1913 – 2.06.1988) – наш соплеменник и выдающийся разведчик современности

Родился будущий великий учёный и разведчик в начале ХХ века, на заре событий, потрясших и изменивших мир…

Из «открытых» автобиографий советского периода Григулевич тщательно устранял любые намёки на причастность к разведке. Даже в некрологах, появившихся в 1988 году, об этой стороне его жизни говорилось смутно, намёками, вполголоса. Поэтому, естественно, нет возможности представить его фотоснимки.

Непосвящённым Иосиф Григулевич любил рассказывать, что караимы – одна из самых малочисленных народностей в СССР. По данным последней переписи, крымских караимов не более двух тысяч человек, большая часть проживает в Крыму, часть в Литве, Польше, Украине и др. странах. По версии И. Григулевича, караимы –потомки древнего народа Крыма – тавров, которые были порабощены и ассимилировались с тюркскими народами – гуннами и хазарами. Вероучение караимизм, то есть почитание Ветхого Завета, они переняли у хазар. Отсюда и название «караимы», которое происходит от арабского «кара» – читать (Священное Писание, Ветхий Завет). Хазары приняли караимскую веру в конце VIII – начале IX века. После разгрома хазарского царства часть исповедовавшей караимизм народности перебралась в Литву. Среди них были и предки Григулевича.

В статье, опубликованной в журнале «Советская этнография», о нём сообщались такие сведения: родился в Вильно (Вильнюсе) в семье служащего, учился сначала в Паневежской, потом в Виленской (литовской) гимназии имени великого князя Витовта. В 1926 году, ещё гимназистом включился в подпольную комсомольскую работу, был арестован, отбыл тюремное заключение, после чего эмигрировал из Литвы. Перебрался в Париж, где сотрудничал с организациями коммунистической партии и Коминтерна. В период гражданской войны в Испании Григулевич принимал участие в военных действиях на стороне республиканцев. После поражения республики несколько лет находился за рубежом. Знание иностранных языков, деловитость и энергия, смелость и находчивость помогали ему выполнять ответственную работу. В конце 1953 года Иосиф Ромуальдович вернулся в Советский Союз, стал членом КПСС и занялся научной и литературной работой. В 1957 году увидела свет его первая научная монография «Ватикан. Религия, финансы, политика», которую Григулевич защитил как кандидатскую диссертацию. Через девять лет он получил докторскую степень, подготовив монографию «Культурная революция на Кубе». Григулевич был избран членом-корреспондентом АН СССР, стал заслуженным деятелем науки РСФСР. Кавалером многих боевых и трудовых орденов и медалей…

О последующих после рождения сорока годах жизни Иосифа Григулевича никто в то время ничего не знал. Были известны только его даты рождения – 5 мая 1913 года и появления в Москве – конец 1953 года. Иосиф Ромуальдович очень гордился своим этническим происхождением. «Больше всего на свете он, как и его предки – крымские караимы, ценил мужество, храбрость и верность тому делу, которому служишь» – вспоминают близко знавшие его люди.

О разведчике Иосифе Григулевиче написано много. О нём повествует прекрасный фильм «Нелегальное танго», в ЖЗЛ ему посвящён том (Нил Никандров, «Разведчик, которому везло»). В год 95-летия со дня рождения и тридцатилетия со дня смерти Иосифа Ромуальдовича, вспомним о нём, его деятельности, о том, что говорят о нём сослуживцы и люди, знавшие его лично.

Остроумный и весёлый человек, любитель разных розыгрышей, но ни в коем случае обидных. Любитель весёлых историй, иногда сочинённых самим. «Иосиф был человеком, который сам себя сделал – рассказывает писатель Теодор Гладков – из литовской небогатой семьи, в 1936 г. добровольцем уходит в Испанию, участвует в боевых действиях. Командовал ротой интернационалистов, защищал от франкистов Мадрид».

В Испании Григулевич обратил на себя внимание советской разведки. Давно разделяя идеи социализма, Иосиф согласился на сотрудничество, и с этого момента началась его карьера разведчика. Исключительное везение, а скорей всего, просто талант и трудолюбие, дали возможность молодому разведчику выполнять все задания, которые ему поручались, для него не было ничего невозможного. Многие более опытные сотрудники считали, что он родился в рубашке.

Затем Мексика. Задание в составе группы уничтожить Троцкого. После неудачной операции Григу пришлось скрываться. И здесь Иосиф Ромуальдович выбирает неординарное решение укрыться от полиции в частной клинике для душевнобольных. «Пожалуй, это был великий актёр театра шпионажа – вспоминает полковник КГБ в отставке Нечипоренко – я считаю гениальным его решение, когда ему понадобилось уйти, залечь на дно и он ушёл в психбольницу. Вряд ли кого-то может осенить, чтобы его искать в сумасшедшем доме. Я думаю, что это показатель того, как этот человек… мог принять любой облик». Тогда же Григулевич и познакомился с Лаурой – своей будущей женой, направленной на связь с ним. Переждав опасное время, в 1940 году Иосиф Ромуальдович покинул Мексику и бежал в Аргентину. Спустя два года Лаура со средствами для разведработы присоединилась к нему. Огромная заслуга этой пары в том, что благодаря их деятельности было полностью парализовано снабжение фашистской Германии сырьём из Латинской Америки. В середине 1941 года Григулевича назначают резидентом советской разведки в Латинской Америке.

Прекрасно понимая, что, став нелегальным агентом, он вряд ли сможет рассчитывать на помощь Родины в случае провала, Григ сознательно шёл на смертельный риск в борьбе с фашизмом. В Латинской Америке созданная им интернациональная группа занималась и диверсионной и разведывательной работой. Не имея никакой профессиональной подготовки разведчика, Иосиф вынужден был изучать и перенимать опыт известных разведчиков I Мировой войны. Им была создана мастерская по изготовлению зажигательных мин замедленного действия. Затем встала задача проникновения на корабли, следующие в Германию, для установки там мин. С весны 1942 до лета 1944 года группа успешно действовала. В результате её работы уничтожены тысячи тонн сырья для фашистской Германии. Только в одной операции было уничтожено 40 тысяч тонн селитры. В середине 1944 года полиция напала на след группы Григулевича, и разведчики были вынуждены временно свернуть работу.

В 1948 году Иосиф Григ начал работу в центральной Европе, в Италии. По легенде он был эмигрантом из Коста-Рики Теодоро Кастро, торговцем кофе. Григулевич завязал тесные знакомства с эмигрантами, готовившими переворот в Коста-Рике. Ему предложили сделать программные документы как основу идеологии движения. Разработанная им программа принесла результаты, и эмигранты остались благодарны ему. Придя к власти в Коста-Рике, они предложили ему на выбор любой правительственный пост. В 1949 году Кастро-Григулевич стал Чрезвычайным и Полномочным послом Коста-Рики в Италии, Ватикане и Югославии.

Забегая вперёд надо отметить, что это, наверное, единственный случай, когда советский разведчик стал настоящим послом чужой страны не по легенде.

Следующие четыре года он практически ежедневно встречался с высшим руководством этих стран. Разведчик завязал тесные отношения с деловыми кругами ряда капиталистических стран.

Связи с торговцами кофе оказали ему неоценимую услугу в основной его деятельности для разведки СССР.

Показателем нелегальной работы Иосифа Григулевича может служить хотя бы то, что Папа Римский Пий XII наградил его орденом Мальтийского Креста. Редко кто из сильных мира сего может похвастаться двенадцатью аудиенциями у главы католической церкви, не говоря уже об агенте тайной службы чужого государства!

В конце 1953 года Григулевич вместе с семьёй внезапно исчез из Рима. Его долго искали, ходили самые невероятные слухи о том, что его с семьёй похитили агенты КГБ. В 1954 году в Комитете по культурным связям с зарубежными странами появился новый сотрудник Иосиф Ромуальдович Григулевич. Вскоре он перешёл на работу в Академию Наук СССР и уже в 1957 году увидела свет его первая монография «Ватикан. Религия. Финансы. Политика». В это же время он защитил кандидатскую диссертацию. Затем из-под его пера выхшло множество работ, посвящённых выдающимся деятелям Латинской Америки, экономике, политическому состоянию… Затем опубликованы работы по истории инквизиции и католической церкви. Его научные изыскания были оценены званиями доктора наук и члена-корреспондента АН СССР.

Как говорили его коллеги по научной деятельности, «…он возник в исторической науке внезапно, как минервы из головы Юпитера». Доктор ист. наук Я. Засурский рассказывал, как высоко ценили его аспиранты факультета журналистики МГУ. О его прошлой жизни ходили разные слухи, но никто достоверно конечно ничего не знал, да и сейчас, по прошествии многих лет, многое остается тайной для простых смертных.

Писатель Т. Гладков заметил: «Однажды, на очередной сессии ООН, Иосиф Григулевич (тогда он, выполняя задание советской разведки занимал должность посла Коста Рики) выступил с погромной речью, разоблачающей происки СССР. Андрей Вышинский министр иностранных дел СССР назвал Теодора Кастро в своей речи на VI сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1951 года «цепным псом империализма и самым дремучим мракобесом». Забегая вперёд, надо отметить, что впоследствии, в Москве Иосиф Григ встретился со своим визави, и тот, узнав его, поспешил сообщить в соответствующие органы о яром антисоветчике и иностранном агенте.  

Генерал-лейтенант КГБ, доктор ист. наук Н. Леонов, близко знавший семью Грига, вспоминал, как Григулевич помог ему с первой публикацией научной работы. «Он помогал всем, абсолютно, кто в этом нуждался». Рассказывая о его семье, он высоко отзывался о духе взаимопонимания и любви, царившей в ней. Такое возможно только там, где дружно и вместе люди переживают взаимные трудности, опасность…

«Первое, что приходит в голову, когда слышишь фамилию Григулевич – вспоминает генерал КГБ в отставке Леонов – это удивительно сложный конгломерат высоких интеллектуальных и человеческих качеств, которые слились в одном человеческом существе. Это удивительный был все-таки человек, относящийся к той категории, которую когда-то называли в библейские времена солью земли».   

Ни до, ни после Григулевича ни один разведчик не делал подобной фантастической карьеры. Ю. В. Андропов назвал его деятельность вершиной советской разведки, достичь которую могут лишь те, кто отмечен и избран Богом.

Генерал-майор А. М. Коротков, назначенный начальником отдела HP ВГУ (нелегальная разведка) в июле 1953 года, лично знавший Григулевича, коротко и ёмко сказал о нём: «Таких разведчиков-нелегалов, как Иосиф Григулевич, у нас не было, и нет. Всё дело в том, что этот человек способен без затруднений думать и говорить на нескольких иностранных языках, играть с блеском роли людей разных национальностей и профессий. Как говорится, пришло его время в разведке, и он показал себя».

Уникальность И. Р. Григулевича ещё и в том, что за все двадцать лет своей нелегальной деятельности, сменив тринадцать имён, побывав гражданином десятка стран, завербовав более 200 агентов-нелегалов, принимая даже участие в добывании секретов атомной бомбы, он ни разу не «засветился». Единственный раз интерес к его личности возник у спецслужб Ватикана, которые стали подозревать его из-за того, что он, латиноамериканец, не крестил свою дочь. Однако никаких подтверждений не нашли.

В Италии тогда вовсю хозяйничали американские спецслужбы, в Риме ими готовились крупные шпионские акции. Активную идеологическую борьбу против СССР вёл Папа Пий ХII. В этой ситуации от Григулевича требовалась особая конспирация. И он довёл её практически до совершенства. «Артур» был настолько засекречен, что посол СССР в Италии М. Костылев в информации для МИД охарактеризовал коста-риканского посла в Италии Теодоро Бонефиля Кастро «реакционером и открытым недругом СССР». Тогда же Теодоро Кастро обрабатывали американские спецслужбы, и даже пытался завербовать его… советский разведчик.

Григ был человеком отчаянной смелости, редчайшей находчивости, неиссякаемого остроумия и большого таланта. Он всю свою жизнь до возвращения в Советский Союз превратил в блестящую игру, создал для себя роль многоликого иностранца и играл её профессионально и безошибочно. Изображая людей многих национальностей (испанцев, поляков, французов, аргентинцев, боливийцев, бразильцев, уругвайцев, американцев, итальянцев, чилийцев, костариканцев, мексиканцев и кубинцев), проживая их короткие жизни (иногда по два-три месяца), он впитывал в себя их нравы, обычаи, традиции и культуру, при этом всегда оставаясь самим собой, помня о том, где его настоящая Родина.

Незаурядность Григулевича проявила себя и в его научной деятельности. Прозорливость и анализ событий позволили ему за годы до событий в Чили обратить внимание политиков и учёного мира на эту страну.  Невероятное количество написанных им книг и сейчас пользуется огромным спросом у учёного мира. В научной среде Григулевича называли «Дюма, только отец и сын вместе взятые». Благодаря его деятельности открыто направление латино-американистики, института Латинской Америки.

Директор Института этнографии имени Миклухо-Маклая Академии наук СССР в 1966-1990 годах академик Ю. Бромлей, вспоминая героя этой статьи говорит, что его истинная талантливость состояла в том, что Иосиф Ромуальдович мог подобрать «ключик» к любому человеку, даже к своему противнику, как в науке, так и в своей нелегальной деятельности.

Иосиф Ромуальдович Григулевич был, да и сейчас остаётся одним из самых засекреченных людей в стране, о его существовании мало кто знал. Умер он 2 июня 1988 года в Москве. Похоронен рядом со своими коллегами на Донском кладбище.

«Он очень критически относился к тому опыту, который накопился за долгие годы советской власти – говорил журналист-международник А. Кармен – но он, будучи солдатом и патриотом верно служил Родине своей. Очень жалко, что он не договорил всего, что мог бы сказать, что хотел сказать, что у него иногда срывалось с языка, если бы сейчас он жил, он очень о многом бы написал, это была бы потрясающе интересная книга…».

Автор книги «Суперагент Сталина» В. М. Чиков рассказывал, что при написании книги всплыл интересный факт, что уже в 1970-х годах, когда Иосиф Ромуальдович стал известным учёным, его коллеги по прежней разведывательной деятельности вспомнили о его неоценённых заслугах перед Родиной, а один из них вышел с предложением о присвоении Григулевичу звания Героя Советского Союза. Но это обращение осталось без внимания. Так и ушёл из жизни выдающийся советский учёный и легендарный разведчик-нелегал без положенного людям его ранга прощального залпа. Не вспомнили о нём и в день десятилетия со дня его смерти.

Великий писатель Виктор Гюго на могиле гиганта французской литературы Оноре де Бальзака сказал, что выдающиеся люди при жизни сами воздвигают себе пьедестал, а уже будущее ставит им памятники. Эти мудрые слова в полной мере относятся и к малоизвестному представителю нашего народа – крымскому караиму Григулевичу Иосифу Ромуальдовичу, прославившему своё имя и ставшему примером для изучения во многих разведках мира.

Автор статьи выражает искреннюю признательность Службе внешней разведки России за предоставленные фотоснимки И. Р. Григулевича.

В. Ормели

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s