
Граф Алексей Константинович Толстой – видный отечественный литератор – широко известен произведениями разного жанра: проза и поэзия, драма и исторический роман, сатира и юмор… С братьями Жемчужниковыми создал знаменитого Козьму Пруткова, многие крылатые выражения которого стали поистине народными.
Сразу после начала Крымской войны А. К. Толстой стремился участвовать в боевых действиях у Севастополя. В 1855 г. в звании майора поступил в стрелковый полк, расквартированный под Одессой, и ожидал отправки в Крым. Но заболел тифом и тяжело переживал, что не смог участвовать в боях.
На полуостров попал лишь в 1856 г. уже в мирное время вместе с женой. Стремился лучше узнать Крым. Посетил с супругой окрестности Севастополя и Бахчисарая; побывал у храма Дианы; поднимались на Аюдаг и Чатырдаг… Знакомился не только с природой, но и с хозяйством края. Общался с местным населением, включая аборигенов Тавриды.
Пребывание на полуострове отражено в Крымских очерках и других поэтических произведениях А. К. Толстого, оставило след в эпистолярном наследии писателя.
Недостаточно известны стихи, навеянные посещением святынь крымских караимов (город-крепость, родовое кладбище) и общением с представителями малочисленного народа.
Уже в наше время тему «А. К.Толстой на Чуфт Кале» затронул краевед, историк и археолог М. Я. Чореф (газета «Слава труду», Бахчисарай, 1991). Позже он опубликовал статью и в сборнике «Караимы» (М., 1992). К сожалению, эти публикации широкому читателю недоступны.
С крымскими караимами связаны два стихотворения поэта. Приведём их в слегка сокращённом виде и с небольшими комментариями по: Толстой А. К. Собр.соч., т.2. М., 1969.
Тяжёл наш путь, твой бедный мул
Устал топтать терновник злобный;
Взгляни наверх: то не аул,
Гнезду орлиному подобный;
То целый город; смолкнул гул
Народных празднеств и торговли…
Здесь мирно жили караимы…
Здесь и там остатки башен по стенам,
Кривые улицы, кладбища,
Пещеры, рытые в скалах,
Давно безлюдные жилища,
Обломки, камни, пыль и прах,
Где взор отрады не находит;
Две-три семьи как тени бродят
Средь голых стен; но дороги
Для них родные очаги
И храм отцов от моха чёрный,
Над коим плавные круги,
Паря, чертит орёл нагорный…
Это стихотворение из цикла Крымские очерки.
Толстой посетил город-крепость вскоре после окончания войны. Ещё в начале войны жителям района ведения боевых действий рекомендовали эвакуироваться. Тогда многие крымские караимы уехали из родового гнезда даже за пределы Крыма: Херсон, Одесса, Москва, Киев. Частично остались в этих местах, дав начало новым общинам. Это одна из причин появления «безлюдных жилищ», представших взору поэта. Но «дороги им родные очаги» и поныне.
Теперь другое стихотворение.
… здесь меж руин…
Во дни прошедшие, бывало,
Видал я часто старика;
Для поздних лет он бодр немало
И перелистывать рука
Старинных хартий не устала…
Душистей нет его вина,
Его улыбка добродушна…
Он примет странников радушно,
Но не покажет им супруг,
Своей чудесной половины
Ни за янтарь, ни за жемчуг,
Ни за звенящие цехины !
Лето 1856 г.
Герой этого стихотворения – учёный, учитель, писатель, караимский священник – газзан С. А. Бейм. А. К. Толстой назвал его «одним из образованнейших и приятнейших людей» (письмо Н. Жемчужникову,1858). «Во дни прошедшие, бывало, видал я часто старика». Очевидно, ещё до посещения поэтом Крыма. Бейм нередко ездил в Петербург и Москву, его любезно принимали в высших кругах. По А. К. Толстому Бейм был радушен, добродушен и гостеприимен – «душистей нет его вина». Ниже расскажем о Бейме несколько подробнее.
Бейм С. А. (1817-1819?, Кале – 1867. Петербург). Учёный, учитель, общественный деятель. Старший газзан в Кале. В 1955 г. исполнял обязанности Гахана крымских караимов. Позже был старшим газзаном в Одессе. Владел караимским и другими тюркскими языками, арабским, персидским, древнебиблейским, французским, немецким, русским. Считается первым проводником русской культуры среди караимов. Бейм был знаком со всеми российскими государями его времени. Некоторых он принимал в Кале в своём живописном доме на краю обрыва в восточной части крепости. Здесь же им написан ряд книг о Кале, крымских караимах, их древних обрядах и обычаях. Человек очень добрый, он много помогал нуждающимся.
Надеемся, что приведённый материал пополнит рассказы экскурсоводов о крымских караимах в связи с творчеством известных деятелей культуры России и зарубежья в дополнение к обычно упоминаемым: Пушкину, Мицкевичу, Грибоедову, Чехову, Булгакову, Бажану и другим.