Среди большого количества материалов, хранящихся в фонде F143 – фонде С. М. Шапшала в библиотеке АН Литвы им. Врублевских есть 2 папки № 1310, в которых сложены, в основном, целые газеты 1901 – 1959 годов. Самой ранней является крымскотатарская газета «Переводчик» («Терджиман») от 16.01.1901 г.

Просматривая эти газеты можно составить некоторое представление о вопросах, которые интересовали С. М. Шапшала. Он собирал любые публикации по караимам на разных языках и всё, как-то связанное с этой тематикой. Такие материалы с работами самого С. М. Шапшала составляют большую часть всего его фонда.
В указанной папке собраны газеты и статьи на русском языке. Среди них есть вырезки из довоенных эмигрантских изданий Риги, Берлина, Парижа о караимах А. Роецкого (Литва, 1920), В. Абданк-Коссовского (Франция, 1943 и б/г), М. Кефели (Франция, 1933); рассказ К. Абкович «Жертва озера» (1915); три статьи о хазарах; советский журнал «Огонёк» (№ 19 от 5.10.1934) со статьёй «Тысячелетний юбилей Фирдоуси» (персидской медалью, выпущенной в честь этого события был официально награждён С. М. Шапшал в 1934).
Но большая часть – целые советские послевоенные газеты «Правда», «Известия», «Советская Литва». Тематика статей связана с научными интересами С. М. Шапшала: политика властей по публикации научных работ, аттестации научных кадров, о критике и самокритике; история, политические события на Ближнем Востоке. Есть газеты и статьи на тюркских языках. Есть вырезки со статьями о М. Е. Салтыкове-Щедрине, о черновике рукописи «Хаджи Мурата», таблицы розыгрышей лотереи.
Интересна подборка довоенных советских газет. С 03.08.1940 Литва вошла в состав СССР, а 23.06.1941 Вильнюс захватили фашисты. Сохранилось 15 газет этого периода. Среди них «Правда», «Известия» и «Красное Знамя», в которых выделены заметки, посвящённые профсоюзам, выдаче паспортов, отпускам работников, но есть и большие материалы VI и VIII сессий Верховного Совета СССР, о выборах в Верховный Совет СССР, доклад первого секретаря ЦК КП(б) Литвы А. Снечкуса. В литовской газете «Новая жизнь» — доклад Председателя Советских народных комиссаров Литовской ССР М. Гедвиласа, большая статья «Ленинско-Сталинская национальная политика», в газете «Безбожник», кроме атеистических статей на четверть большого газетного листа портрет председателя Комитета обороны маршала К. Ворошилова.
Был ещё один период, когда Вильно относился к СССР. 17 сентября 1939 советские войска пересекли польскую границу и 18 сентября вошли в Вильно. Эта территория временно, до подписания договора между Советским Союзом и Литвой 10 октября 1939 года о передаче Литве города Вильно и Виленской области, была включена в состав Белорусской ССР. Была сформирована временная белорусская администрация, появились газеты «Правда», «Чырвоная змена», начала выходить газета «Віленская праўда». Этого периода сохранилось 4 газеты. Во всех есть сводки РККА – захвата территории, в «Чырвоной змене» – большой портрет маршала К. Ворошилова на коне, а в «Віленской праўде» – статьи с благодарностью Советской армии и о желании жить в СССР.
Здесь не просто перечислены все эти советские статьи и портреты Ворошилова, ведь все эти газеты со статьями и портретами весь период немецкой оккупации с 23 июня 1941 по 13 июля 1944 года хранились С. М. Шапшалом. Одно – читать в автобиографии о том, что всю оккупацию С. М. Шапшал хранил большие портреты Ленина и Сталина, и совсем другие чувства охватывают человека, когда берёшь в руки эти газеты с портретами, которые с опасностью для жизни сохранялись всю войну.
Правда, можно сказать, что хранить эти материалы было сравнительно просто, т.к. немцы уважали С. М. Шапшала как учёного и главу караимской церкви и даже позволили сохранить в Вильнюсе его коллекцию, хотя хотели перевезти её вместе с С. М. Шапшалом в Германию. Совсем другое – это отношение к С. М. Шапшалу Советской власти. В газете «Советская Литва» за 04.07.1948 публикуется статья «О делах музейных» П. Бержиниса, в которой «Верующие караимы решительно протестуют … что Академия наук Литовской ССР главу караимской церкви господина Шапшала назначила по совместительству с исполнением церковной службы директором караимского музея … Ведь в нём имеются только 3 старых седла, 2 турецких сабли, да фотографии караимов, заснявшихся с министром панской Польши и начальником полиции». А в 2003 г. в Литве издан каталог музейного собрания С. М. Шапшала с 872 наименованиями. До этой статьи 6.04.1948 учёному пришлось писать объяснения начальнику Главлита при Совмине Литовской ССР Малыгину по поводу номеров татарского журнала «Япон Мухбери» за 1936-37 гг., издававшихся в Японии, которые были взяты в квартире муфтия Я. Шинкевича и сожжены, чтобы не дать материал органам. Здесь явно видна реальная угроза обыска органами госбезопасности. Но, несмотря на всё это, С. М. Шапшал продолжал хранить память о русской эмиграции в Константинополе – газету «Русская Правда» за июль-август 1927 г. с лозунгами «Коммунизм умрёт – Россия не умрёт», «Долой комиссарскую власть! Да здравствует Русское Христианское Правительство!», с призывом: «На красный комиссарский террор должен ответить русский народный террор». 8 листов яростной агитации и призывов к войне против СССР. Вот один стих из этого номера:
Интернационал на Русский лад
Вставай народ порабощённый
Под игом красных и жидов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой идти готов.
Припев:
Это будет последний и решительный бой
Вперёд за Русь Святую и Крест над ней святой!
Никто не даст нам избавленья
Ни Сталин с Троцким, ни Чека.
Дождётся Русь освобожденья
От Русского мужика.
Припев.
От Петрограда до Алтая
Уж просыпается страна.
Священной местию пылая
Вскипает Русская волна.
Припев.
Придёт конец судьбы ударам
Вставайте, Русские полки!
Пускай на встречу комиссарам
Сверкнут Российские штыки!
Припев.
С. М. Шапшал хранил ещё одну вырезанную карикатуру из Рижской газеты «Сегодня» за 8.08.1931 г. на советскую власть и Сталина.
Хранить одну газету, о которой никто не знал, было легче, чем 12 номеров, о которых уже знали органы, но всё равно, за хранение таких материалов С. М. Шапшал вряд ли отделался бы сроком, но всё это дошло до нас и хранится в двух папках под № 1310.
Возникает вопрос, почему С. М. Шапшал хранил при реальной возможности обыска органами такую газету, при том, что даже в Константинополе он держался отдельно от русской эмиграции, не взял нансеновский паспорт, благодаря чему имел доступ в советские представительства и возможность общаться с тюркологами, приезжавшими в Турцию из СССР? Ведь из других эмигрантских изданий хранились только вырезки интересовавших его статей. Но на этот вопрос мы никогда уже не получим ответа.
А. Бабаджан, Вильнюс.