Храм под открытым небом: святилище дубов на кладбище крымских караимов-тюрков Балта Тиймэз

Крымские караимы-тюрки (караи) являются одним из тех народов, которые донесли до наших дней некоторые архаические элементы верований своих тюркских предков, в том числе и почитание священных дубов. После принятия караимизма – монотеистической религии, признающей только Ветхий Завет и отвергающей Талмуд, поклонение деревьям осталось реликтовым пережитком древних языческих верований караев и переросло в поклонение Богу Небесному у священных дубов (храм под открытым небом).

Культы священных деревьев известны в истории многих (если не всех) народов. Наиболее почитаемой древесной породой Старого Света был дуб. Это, вероятно, связано с поражающими воображение размерами его деревьев (высота до 40 м, окружность ствола до 25 м), величественной кроной и исключительной их долговечностью (до 2,5 тысяч лет). Священные дубы существовали у древних греков, римлян, кельтов, гуннов, германцев, славян, а среди тюркских народов – у алтайцев, карачаевцев, балкарцев, кумыков, крымских караимов и др. Кроме отдельных наиболее почитаемых особей существовали священные дубовые рощи. Сакральный статус предполагал, кроме отправления специфических обрядов, неприкосновенность самих деревьев. Культ священных деревьев последовательно искоренялся с распространением христианства, караимизма и других монотеистических религий.

Единственное в Европе действующее святилище дубов находится в Крыму, в урочище Балта Тиймэз близ крепости Джуфт Кале, недалеко от Бахчисарая. По-видимому, здесь, рядом с родовым гнездом крымских караимов, существовала только одна священная роща.

Балта Тиймэз является древнейшим кладбищем караев в Крыму и самым старым тюркским некрополем в Европе. Примерно четыре гектара покрыты тысячами надгробий, высеченных преимущественно из известняка. Территория кладбища заросла относительно молодым (до 100 лет) лесом из Дуба скального (Quercus petraea Liebl.) с участием Клёна полевого (Acer campestre L.), Граба обыкновенного (Carpinus betulus L.), Липа бегониелистная (Tilia begoniifolia Steven), с подлеском из Можжевельника дельтовидного (Juniperus deltoides R. P. Adams), Бересклета широколистного (Euonymus latifolia (L.) Mill.), Бересклета бородавчатого (E. verrucosa Scop.), Калины гордовины (Viburnum lantana L.), а также с обилием Плюща обыкновенного (Hedera helix L.).

Топоним Балта Тиймэз имеет тюркское происхождение и переводится как «топор не тронет». Такое название указывает на неприкосновенность священных дубов, которая часто служила поводом для политического шантажа крымских караимов со стороны различных правителей.

Культ священных дубов отправлялся как коллективно, так и индивидуально. Порядок проведения обряда был обусловлен циклами народного календаря, национальной или общинной ситуацией и даже погодными условиями и не всегда согласовывался с предписаниями официальной караимской религии. Тем не менее, неискоренимость традиции обращаться к священным дубам вынуждала караимское духовенство вплоть до XIX века возглавлять процессии в сакральную рощу для моления о ниспослании дождя. Здесь мы находим явные параллели у других культур, в частности, древние греки обращались в подобных случаях к ипостаси Зевса как бога дуба и дождя.

Поклонение священным дубам у караимов связывалось с культом небесного божества Тэнгри. Именно поэтому условием проведения обряда считалась возможность видеть открытое небо, а вокруг стволов выкладывалась фигура в виде солнца с расходящимися лучами. Протокол ритуала хранился в секрете и чаще всего передавался по женской линии. У оснований священных дубов недавно обнаружена белая кварцевая галька, которая, вероятно, связана с отправлением забытого ныне древнего культа.

Считалось, что дубы сообщают людям силу, мужество, мудрость и помогают сориентироваться в трудных жизненных обстоятельствах. В чрезвычайных ситуациях к дубам мог обращаться полномочный представитель общины. Поклонение священным дубам никогда широко не афишировалось. Оно не прекращалось (конечно, с соблюдением строгой конспирации) даже в советское время. В караимской среде до сих пор имеют хождение рассказы о том, как бездетные женщины просили дубы ниспослать им потомство, причём называются даже конкретные фамилии счастливых матерей.

Караи верили, что дубы осуществляют связь между землёй и небом. Поэтому считалось, что с предками можно поддерживать контакт через священные деревья. Согласно традиционным верованиям, корни дуба связаны с телами усопших, а их души сорок дней после смерти находятся в ветвях и листьях кроны, чтобы затем окончательно покинуть этот мир.

О былой борьбе против культа деревьев свидетельствуют срезанные у всех священных дубов вершины. Предполагается, что деревья были покалечены намеренно либо врагами, либо священниками-ортодоксами. В этом отношении гораздо более радикальными выглядят меры по устранению культа священных деревьев у народов, обращавшихся в христианство: существует много примеров того, как миссионеры вырубали такие деревья целиком.

Символика, связанная с дубами, проникла в предметы караимского быта. Изображения дубовых листьев и желудей встречаются в вышивке, тиснении на обложках старинных религиозных книг, дизайне люстр в кенасах и других помещениях. Эта традиция наблюдается поныне, например, в произведениях современного ювелирного искусства.

С этноботанической точки зрения очень интересна видовая принадлежность священных дубов Балта Тиймэз. Ранее её никогда не определяли профессиональные ботаники. Тем не менее, ответ на данный вопрос имеет важное историческое значение, поскольку гипотетически были возможны два варианта: первый – дубы (или жёлуди) привезены предками караев из-за пределов Крыма (при этом существовала вероятность принадлежности дубов к видам, отсутствующим в природной флоре полуострова), второй – священные дубы относятся к одному из трёх аборигенных крымских видов этого рода.

Как показали предпринятые нами специальные исследования [1, 2], все священные деревья Балта Тиймэз принадлежат к одному виду крымской флоры – Дубу скальному (Quercus petraea Liebl.), который встречается и в окружающем лесу, хотя там представлен только молодыми деревьями. Мы обследовали культовые дубы и обнаружили, что в настоящее время осталось 12 живых деревьев, 12 отмерших и около 20 мест, где ранее произрастали вековые дубы.

Ориентировочный возраст одного из дубов был определён нами методом экстраполяции – с помощью подсчета годичных колец на спилах отмерших боковых ветвей при сравнении их радиуса с радиусом главного ствола. Подсчёт дал диапазон от 300 до 460 лет. Эти результаты хорошо согласуются с данными радиоуглеродного анализа, полученными Ю. А. Полкановым, согласно которым возраст дубов оценивается в 300–600 лет.

Литература

1. Ефетов К., Ена Ан. Священные дубы кладбища крымских караимов Балта Тиймэз // Къырым. – 2009. – № 29. – С. 5–6.

2. Ефетов К. А., Ена Ан. В. Священная дубовая роща караимов в Балта Тиймэз // Природа (Симферополь). – 2009. – № 3. – С. 19–21.

Ефетов К. А., Ена Ан. В.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s