Клуб и храм-кенаса караимов в Симферополе. Из истории.

кенаса в Симферополе

В первые годы советской власти как грибы после дождя в Крыму появились национальные общества и клубы и общества национальных меньшинств. Караимский клуб Симферополя организовали в двухэтажном здании караимской девичьей школы (ул. Кантарная, ныне ул.Чехова).

Караимские общества были созданы в Армянске, Евпатории, Севастополе, Симферополе, Феодосии, Ялте…  Позже они вошли в Крымское объединение караимских общин (КрымОКО) Почти во всех городах тогда имелись  караимские клубы. В Бахчисарае – Красный уголок.

КрымОКО официально зарегистрировали в 1924 году после учредительного съезда.  Энтузиасты национально-культурного возрождения вели активную деятельность. В  1927 году выпустили содержательный сборник «Бизым йол» (Наш путь) от имени Крымского объединения караимских общин. К 1930 году женоргом (женским организатором) КрымОКО стала Елена Осиповна Пилецкая. К тому времени усилились гонения на религию, стали закрывать культовые здания и общины и ограничивать стремления к национально-культурному возрождению.

Закрытие храма-кенаса сопровождалось гонением на священников-газзанов. В комплекс кенаса переместили караимский клуб. С июня 1931 по апрель 1933 года платной (за счет государства) зав. Клубом стала Е. О. Пилецкая.
В кенаса перебралось из помещения девичьей школы руководство и структура клуба, включая секции и кружки: политический, литературно-общественный, драматический, танцевально-хоровой, физкультурный, экскурсий, лекторий. При клубе получали профессии бухгалтера и кройки и шитья. Выпускникам помогали найти работу. Клуб ставил пьесы, например, «Аршин малалан» на караимском и русском языках, давал платные и бесплатные концерты для всех желающих, пользовавшиеся большим успехом. Активистами клуба стали представители родов Синани, Телал, Прик, Эгиз, Эринчек Кефели, Шамаш… Последним председателем правления клуба был  М. Бодене. Драмкружком руководил Е. Пандул, музыку, пение и танцы преподавала К. Эгиз.
При комплексе кенаса тогда были мидраш (религиозная школа), начальная школа, жилое помещение для учителя и его семьи, для сторожа, библиотека, буфет – столовая, флигель священнослужителей, хозяйственные постройки, вспомогательные помещения и т.д.

Кенаса Симферополя. 1980-е. Фото Юрия Полканова

В 1933 году по постановлению Наркомпроса стали объединять национальные клубы. Помещение караимского клуба (комплекс кенаса) забрали под радиоузел. Греков и караимов перевели в помещение клуба крымчаков. Е. О. Пилецкой предложили заведовать объединенным клубом. Но она отказалась и уехала в Биюконларский район. Все документы клуба передала назначенному зав клубом крымчаку. Так же поступили греки. Караимы, как и греки, перестали ходить в так называемый объединенный клуб и его работа не без помощи властей постепенно прервалась, как и возрождение национальных культур коренных жителей Крыма. Из всего населения стали создавать единый советский народ. В итоге культура национальных меньшинств в советское время пришла в упадок.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s