Отражение прежних верований в фамилиях караев.

Публикуется по книге Полкановой А.Ю. «Антропонимы крымских караимов. Справочник фамилий и имён» (Симферополь, 2012, 380 с.)

Фамилии, связанные с религиозными представлениями,занимаютнебольшую долю (около 20-ти): Габай — казначей, староста; Газзанов — от газзан (священник); Дуваджи — молящийся; Софер – писарь, переписчик Священного писания; Хаджи — паломник и др. О прежних религиозных мировоззрениях говорят антропонимы Камай — шаман, колдун, Абак — идол, истукан, икона, Алдынабак — золотой идол, Тылсым — талисман.

            Фамилия Карга перекликается с именем языческого божества (духа) Алп Карга [Микаэл Башту] и персонажа караимской мифологии Къаргъалата (отец-каратель, отец-проклинатель).

            Отголоски культа предков до сих пор выражаются в почитании древнего кладбища Балта Тиймэз и старейшин, находят отражение в большом количестве фамилий, имён и прозвищ с компонентами Баба, или Ата — отец. К примеру: Баба, Бабай — отец, Бабахаджи — отец-паломник, Бабаджан — душа-отец, Бабакай — отец-молодец, Бабович, Бабаев, Баба-оглу, Баба-шейх, Баба-шах, Хаджи-Баба, Улу-Ата — великий отец. Часто упоминаются и другие родовые, семейные связи: Тотеке — тетя, Тотеш — старшая сестра, Кырксой — из рода кырков, Акачик — старший братик, дядечка, Беньямин-ака — Беньямин-дядя, Коканай-ака — Коканай-дядя, Коканай — голубая, небесная мать, Эрака — старейший, уважаемый, молодец-мужчина, Бузур-Акай — испорченный дядя и пр.

            Тотемы. Около сорока фамилий караев обозначают животных, насекомых, птиц, рыб. Часть их связаны с тотемизмом — древним культом поклонения тотемам, верой в их магическую силу. Тотемом было обычно животное, в древних представлениях — родоначальник и покровитель рода или племени.

Общетюркским тотемом и родоначальником тюрок считается волк. Широко распространены тотемы барс, лев (покровитель ханских династий), ворон (спас прародителя тюрков Ашину из болота), орёл, куш (птица).

Тюрки поклонялись предкам-животным и птицам – быку, соколу, ежу, змее, журавлю, ястребу, сове, филину и пр. Многие племена считали своим предком быка. Солнце воспринималось одушевленным существом в виде огненной или золотой птицы. С солнцем связывались разные животные: баран, олень, лось, заяц. Лебеди, гуси и утки считались птицами богини Умай (могли жить сразу в трёх мирах) [Бисенбаев]. В «Сказании о дочери Шана» упоминаются божества (духи) Алпы Баран, Бури (волк), Тун-Бури, Барыс (барс), Медведь, Мышь; духи реки, дерева, солнца, звёзд и др. [Микаэл Башту].

В прошлом существовал обычай называть детей именем тотемного животного. Его отголоски дошли до нас в виде антропонимов, приведённых ниже (в том числе известные у других тюркских народов). Ряд названий животных имеют соответствия в древнетюркском языке. Эти, наиболее давние фамилии, часто созвучны с этнонимами тюркских родов и племён. Фамилии даны в распространённом написании. Для сравнения указаны значения из ДТС.

Имя Арслан, Аслан (ARSLAN) — лев, известно в надписях древних Орхоно-Енисейских памятников. Имена и фамилии, связанные с этим тотемом, есть у азербайджанцев, башкир, бурят, гагаузов, крымских татар, карачаево-балкарцев, кумыков, ногайцев, татар, тувинцев, туркмен, турок, узбеков… Соответствующие этнонимы известны у половцев, туркмен.

Бодене — перепёлка. Имена — казахи, киргизы, удмурты. Этнонимы — казахи, киргизы, узбеки.

Борю (BÖRİ) — волк, Борючук — волчонок, Чалборю — серый, седой волк. — Древние уважаемые роды караев, названия которых имеются в разных вариантах у казахов, киргизов, крымских татар, калмыков, туркмен, карачаево-балкарцев. Этнонимы, связанные с этим тотемом, известны у гуннов, башкир, киргизов, туркмен.

Бота (BOTU) — верблюжонок. Подобные имена и фамилии — у казахов, киргизов, кумыков, карачаево-балкарцев. Этноним Боташ — у киргизов.

Борсук (BORSUQ) — барсук. Имена и фамилии у гагаузов, казахов, крымских татар.

Домбай — буйволица, молодой буйвол. Слово известно в именниках казахов, карачаево-балкарцев, крымских татар, среди древних тюркских родов [Аристов, 1903].

Каратуган — сильный ястреб.

Карга (QARγA) — ворон, ворона. Подобное имя у алтайцев, фамилия — у гагаузов. Этнонимы — у абаканцев, алтайцев, башкир, каракалпаков, киргизов, татар, узбеков, шорцев, хакасов.

Каплан — тигр. Фамилия попала из Крыма в Литву, где сохранилась в форме Каплановский.

Кушлю — крыса. У алтайцев — водяная крыса, крот.

Кушуль — птица. Известны этнонимы: гунны-кушане, кушуль у башкир.

Кыргый (QΪRγj) — ястреб, сокол. Аналогичное имя и этноним известны у киргизов.

Микей, Мыкый — кобчик. Подобный антропоним есть у алтайцев, казахов, хакасов, крымских татар.

Чавке — галка.

Вероятнее всего, от тотема ведут начало фамилии Бурчэ (блоха), Балыкъ (рыба), Бараш (овца), Ботук (верблюжонок), Бузув (телёнок), Кокей, Кокиз (птица), Пэпи, Папий (утка), Савускан (сорока).

Некоторые приведённые фамилии имеют и иные значения. «Борсук», например, кроме тотема, может означать — вонючий, тухлый и выступать как имя — оберег, а «Чавке» — ещё и название села, где в прошлом жили караи.

   Некоторые племена считали своим символом неодушевленные предметы, звёзды, деревья, молнию, ветер. Возможно, с этим связаны фамилии Айтолы(у) — полная луна, Йэль, Ель — ветер, Караборан — чёрная буря, Нурай — светлая луна, месяц, Пойраз — северный ветер, Танатар — утренняя заря, рассвет, Садак — колчан, Чи(ы)нак — коготь и др.

   Вероятно, приведённый список фамилий, производных от тотемов, не полон.

   Внешность, как отражение древнего мировоззрения. Человек всегда большое внимание уделял своей внешности. Столетия назад внешние черты считались проявлением внутренней сущности человека. По облику судили об этнической принадлежности, положению, правам… Возможно, поэтому целый пласт антропонимов крымских караимов связан с описанием тела. Таких фамилий около сорока. Человека называли Альянак — краснощёкий, Балабан — большой, громадный, Камбур — горбун, Келеш — лысый, Тафсурат — лицо, как бубен, Топал — хромой, Топсакал — борода мячом, Чубарь — рябой, Шишман[1] — полный и т. д. Значения таких антропонимов понятны и просты, а прямой перевод точно отражает смысл.

            А вот фамилии Аксуе(я)к — белая кость, Джигерсиз — без печени, Бурунсу(ы)з — без носа и др. вызывают вопросы. Фамилия Аксуяк — белая кость говорит о знатном, родовитом происхождении. Она встречается как имя у казахов и башкир. У казахов обозначает и знатное сословие. Джигерсиз об отсутствии печени не в прямом, а в переносном смысле, т. е. о жёстком характере человека. У тюрок одним из важнейших органов считали печень. Полагали, что это место души. Печени в прошлом придавали даже большее значение, чем современный европеец сердцу.  У караимов сохранилась, например, пословица [Полканов, 1995, С. 21]: Къардашым боласы — джигерым йарасы. Племянник — что рана в моей печёнке. А «любимый» на крымскокараимском звучит «джан-джыгэр», т. е. буквально «душа-печенка» [Русско-караимский словарь, 1996]. Джигерсиз можно перевести как «бессердечный». Тюрколог В. Зайончковский переводит эту фамилию как «причиняющий боль» [Zajaczkowski].

   Среди большинства тёмноволосых и кареглазых людей, какими были крымские караимы, вряд ли мог выделяться Каракаш — чернобровый, Карагоз — черноглазый, или Кара — чёрный. Какие качества в таком случае выделяли человека?

   Кроме Караг(к)оз, с глазами связаны фамилии Джанкоз — душевные, милые глаза и Танагоз — телячьи, льстивые глаза, Каймачи — с раскосыми глазами. Глаза — зеркало души, считали как сегодня, так и века назад. Коз бар — йарык йокъ. Глаз есть — света нет. Парасызнын кози кумуш къолда йахшы. У безденежного глаза танцуют, а у денежного руки танцуют. Гузель кормэк козге йарыкъ. Видеть красивое — свет для очей. Инсаннын козу — айваны казангъа инсанны, мэзаргъа. Сглаз может свести скотину в кастрюлю, а человека в могилу. Эти и другие «слова отцов» [Полканов, 1995, С. 15, 41] отражают отношение к глазам. Глаз человека воспринимался древними тюрками и как источник света. Взгляд, возможности глаз, функции отражать свет и окружающее были важными характеристиками личности. Отсюда и частые упоминания «сглаза» в фольклоре. До наших дней дошли амулеты «от сглаза» — голубые и синие бусинки, обычай посторонним лишний раз не показывать ребёнка после рождения и многое другое. Карагоз – это, вероятнее всего не цвет, а характеристика взгляда — плохие глаза, которые могут сглазить.

            С головой, одной из главных частей тела, связаны фамилии: Кабакбаш — голова тыквой, Сарыбаш — жёлтая голова, т. е. знатный, Фундукбаш — голова, как орех, Янтыкбаш — голова пирогом. Народная мудрость нередко упоминает голову [Полканов, 1995, С. 48, 51]: Башы башкъа, акъылы да башкъа. Другая голова и ум другой. Соз сызынъ, баш бизим. Слово ваше, голова наша. Акъыл да дэгэн йашта дугуль — башта. Ум не в годах, а в голове. и пр.

            Многие имена и фамилии крымских караимов, связанные с внешними данными, имеют дальние и близкие аналогии, так как отражают древнее мировоззрение тюркских народов.  Приведу некоторые параллели: Камбур (горбатый) — гагаузы, крымские татары, урумы; Караг(к)оз (черноглазый) — гагаузы, карачаево-балкарцы, крымские татары, ногайцы, киргизы, турки; Топал (хромой) — гагаузы, крымские татары, венгры, турки, карачаево-балкарцы; Айтолу — казахи, ногайцы, турки, киргизы, чуваши, урумы; Балабан (большой) — крымские татары, урумы… Часть именований уникальны и аналоги им пока не найдены: Фундукбаш (голова, как фундук), Келеш (лысый) и пр.

            Цвет в антропонимах. Нередко в антропонимах упоминается цвет. Древние тюрки придавали ему большое значение. Всё хорошее, доброе, светлое символизировал белый (ак) и золотой, жёлтый (алтын, сары), а плохое — чёрный (кара) цвета. Кара иногда означал и великий, могучий, сильный и пр. Почитали и цвет неба (кёк — голубой). Отсюда и большое число антропонимов, связанных с этими словами. Например, у караев: Акбике — белая госпожа, Алтын — золото, Алтынкыз — девушка-золото, Акав — белый охотник, Аксуек — буквально белая кость, Аппак — белый-пребелый, Сары — жёлтый, Сарыбан — жёлтый князь, Сарыбаш — знатный, букв. жёлтая голова, Кара — букв. чёрный, Карабаджак — букв. черноногий, Каракоз — черноглазый, Каракаш — чернобровый, Коканай — голубая, небесная мать и пр. 


[1]     Фамилии могут иметь несколько значений: Шишман ещё и бурка, епанча; Кабакбаш — страж ворот, Фундукбаш — тугодум и т.д.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s