Яков Кефели (1876–1967).

Имя генерала Кефели – одно из светлых имён, украшающих длинный перечень имён героев обороны Порт-Артура (см. «Правда о Порт-Артуре», С.Пб., 1906-1907, Е. Ножин).

Я. Кефели был, незаурядным человеком. Отличный врач, хороший военный организатор и командир. Это видно хотя бы из того, что он был назначен Великим князем Николаем Николаевичем комендантом турецкого Трапезунда, который русские войска заняли во время Первой мировой войны 1914 г.

Я. Кефели был и одарённым политиком. Ещё до Второй мировой войны 1940 г. он написал работы, предлагающие французскому государству провести со­циальные законы, которые установило правитель­ство только после войны.

Будущий герой Порт-Артура, доктор медицины, гене­рал Я. Кефели родился в семье старшего караимского газзана (священника) в городе Николаеве и кровно связан с Крымом. Его предки по мужской линии – выходцы из Кафы (Феодосии). Мать – Арзу, урождённая Сакизчи-Ага, происходила из древнего карайского княжеского рода, правившего в Кырк-Йере (Джуфт-Кале).

Традиционную для караимов-тюрков тягу к военной про­фессии Яков Кефели сочетал со стремлением стать врачом. В 1896 г. он поступил в Императорскую Военно-медицин­скую академию и закончил её с отличием в 1901 г. со сте­пенью врача. В том же году начал воинскую службу врачом ме­дицинской части Управления Порт-Артура, а затем был пере­ведеён на должность врача в Квантунский флотский экипаж.

В 1902-1904 гг. находился в заграничном плавании в должности судового врача на крейсере «Забияка» и эскадренном броненосце «Пересвет», и в должности отряд­ного врача на эскадренном миноносце Первой тихоокеан­ской эскадры. На последней должности он состоял и во время русско-японской войны. 27 января 1904 года участвовал в бою с японским флотом у Порт-Артура, находясь на миноносце «Стерегущий».

В должности заведующего Санитарным отрядом воевал на Зеленых Горах с 13 по 15 июля 1904 г. в составе дивизии генерала Кондратенко. С 15 июля по 20 декабря участвуя в обороне крепости Порт-Артур, находился с Санитарным отрядом на атакованном участке северо-восточного фронта. Отличился в боях, внёс заметный вклад в организацию военно-полевой медицины.

Начав службу младшим врачом, Я. Кефели прошёл путь до генерала. Адмиралом Колчаком, который хорошо его знал, был назначен в международный санитарный Совет для Ближнего востока.

Переехав в Париж, прожил там до конца своих дней. «Не было дня без мыслей о покинутой родине, о родных и друзьях, о погибших и живых… Они дороги мне здесь даже в обломках за рубежом, где суждено мне остаться навсег­да.» — писал он в своих «Воспоминаниях обо всём».

Яков Кефели являлся авторитетом в эмигрантских кругах. Как старший по званию, возглавлял морское собрание соратников по флоту. Издал за рубежом ряд работ. К сожалению, пока не все они опубликованы.

Его работы «На «Пересеете» в 1903 году» и «Об Ушедшем уходящий» своеобразная энциклопедия российского флота начала века. Интересны даже названия разделов этой рукописи: обед; отпуска; венерическая профилактика; церемонии; подъеём флага и т.д.

Интересна его рукопись «Ленин или Иванов 14-й? Октябрьский переворот», повествующая о товарище по плаванию, командире крейсера «Диана», капитане Модесте Иванове. Он сыграл важную роль в привлечении флота на сторону революции и был первым морским министром советской власти. Я. Кефели убеждён, что «без Иванова 14-го в октябре не было бы Ленина после октября, и вся история человечества пошла бы по иному пути».

Остались неизданными работы Я. Кефели политико-философского и экономического направления.

Яков Кефели нередко употреблял характерные в прошлом для крымчан народные выражения. Например: «Судьба сильнее нас, и её узоров не разгадать. На всё Кысмет!» Последняя фраза – «На всё судьба!» – распространенное присловье крымских караимов и крымских татар – «Кысмет болса».

В воспоминаниях Я. Кефели много познавательного, поучительного: этнографические заметки, любопытные факты о нравах моряков, о флотских традициях, об отношениях представителей разных национальностей, о веротерпимости и т.д. «По фамилиям, – пишет Я. Кефели, – в кают-компании были представлены народности всей России и даже Европы: русские, украинцы, немцы, поляк, эстонец, крымский караим, татарин. Они были разной веры, преимущественно христиане (православные, лютеране, католик)». «Среди офицеров во всей эскадре, – отмечает автор воспоминаний, – не христиан было только двое я [караимского вероисповедания] и лейтенант Ислямов – магометанин». Все чувствовали себя комфортно и в будни, и во время официальных православных праздников и были в прекрасных отношениях с судовым священником, «тихим и добрейшим иеромонахом отцом Вениамином». Я. Кефели пишет: «Как караим, я чту учение Христа не менее христиан» и подчеркивает, что «никогда не выдавал себя за православного или христианина, но уважал чужое, и меня за это уважали». В кают-компании о религии не говорили. Это запрещал ещё Морской устав Петра Великого, как и разговоры о политике и осуждение начальства.

Отец Якова Кефели был старшим газзаном. Так что он знал учение Анана и то, что караимская религия считает Иисуса Христа пророком, признаёт его учение, но не считает его сыном Божьим. Поэтому Я. Кефели не чувствовал себя среди православных чужим.

К сожалению, большинство караимов, особенно после революции, сводит учение караимов к внешним малочисленным обрядам, не зная сути своей веры. Надо признаться, что караимы не одни в этом отношении. Если бы русские-христиане знали учение Иисуса Христа, то они не согласились бы быть палачами во времена красного террора.

Я. Кефели был дружен с адмиралом Колчаком (они познакомились при защите Порт-Артура) и до Мировой войны 1914 г. находился под его командованием, а позднее, находясь на кавказском фронте, он был под управлением Великого князя Николая Николаевича, который ценил его ипроизвёл в генеральский чин.

Я. Кефели один из первых с небольшой группой других караимов, заинтересовался происхождением своего народа, изучая персидских и французских авторов, и пришёл заключению, что крымские караи потомки караитов Средней Азии. Это подтвердили и дальнейшие исследования на основе работ персидских, монгольских, китайских, а также русских и турецких авторов.

Родственники Я. Кефели из Симферополя и Парижа.

Родственники и потомки Якова Кефели живут в Симферополе, Николаеве, Одессе и за рубежом – во Франции (Париж) и США. Следуя примеру своего деда, его внук Юсуф Кефели, по матери потомок последнего турецкого султана, был офицером французского флота.

Михаил Сарач.

Я. Кефели. Воспоминания русского студента в Париже в 1900 здесь

Я. Кефели. В КИТАЕ НА ХОЛЕРЕ В 1902 ГОДУ

Я. Кефели. Поручик Тапсашар.

One thought on “Яков Кефели (1876–1967).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s