Из воспоминаний старожилов Евпатории.

Записала Л.А.Габай (Ефетова)

Публикацией фрагмента воспоминаний Лидии Александровны Габай (урождённой Ефетовой, 19211998), записанных ею 11 января 1993 года, отдаём дань памяти славной дочери крымских караимов-тюрков и легендарному Караману.

В конце XIX и первой половине ХХ века жил в Евпатории некий М.М. Кумыш-Кара, который был известен евпаторийцам по своему прох, что значило сильный, здоровый, крепкий.

Он родился в старом домишке в караимском квартале. Окончил караимскую школу – мидраш, от природы он был очень энергичным, неглупым и обладал большими копммерческими способностями. Став взрослым, он занимался коммерцией и в Евпатории, на базаре торговал всяким домашним скарбом. Это давало ему, видимо, приличный достаток, что позволило уже в советское время купить хороший дом в центре старой Евпатории, принадлежавший ранее графу Мамуне.

От природы человеком он был добрым и всегда старался помочь каждому, кто к нему обращался. Очень многим он давал деньги взаймы, при этом часто забывал об этом. Но возвратить долг Караману считалось делом чести, и даже после его смерти многие должники возвращали деньги его жене. Словом, не было человека в Евпатории, кто бы не знал Карамана. У него всегда можно было найти всё, что кому-нибудь когда-нибудь было нужно, вплоть до школьного звонка.

  Караман был женат на Розалии Вениаминовне (фамилии её я, к сожалению, не знаю). Обладая интересной внешностью, она была довольно ограниченная и с большими претензиями. В молодости работала кассиром в книжном магазине Синани, и поэтому считала себя очень культурной и образованной. Её отношения с многочисленными племянниками и племянницами Карамана были натянутыми, и свою тетушку они просто терпеть не могли.

Караману по наследству от матери достался старый ветхий домик. И когда он купил новый дом, встал вопрос, как сохранить за собой оба дома. Одному человеку владеть двумя домами при советской власти было нельзя. Тогда Караман расторг брак с Розочкой (так называли все её в Евпатории) и сделал на её имя дарственную на старый дом, а затем они оба сделали духовное завещание, оставляя друг другу своё имущество в случае смерти.

Розочку очень беспокоило её новое положение не жены, а сожительницы. Она постоянно об этом говорила и убедила мужа, что если с ним что-нибудь случится, то его племянники выгонят её из дома. Караман решил проверить это, и, посвятив жену в свои планы, уехал на север Крыма «за товаром».

Через три-четыре дня пришла телеграмма, данная им же, что Караман скоропостижно скончался. Столь печальная весть моментально распространилась по городу, все искренне сожалели, а работники почты долго не решались доставить Розочке это известие. Когда телеграмма была доставлена, Розочка, зная истину, разыграла страшное отчаяние. Она плакала, рыдала, кричала и ломала руки. Собралось много родственников, друзей и знакомых. Её успокаивали, как могли, и стали готовить ритуальные блюда: похоронную халву, печёные яйца, пирожки с творогом, закупали изюм и водку.

Но всех присутствующих поражало странное поведение Розочки,которая то рыдала, то улыбалась. И все тогда решили, что несчастная женщина от горя потеряла рассудок. Весть о смерти дошла до племянников в Симферополь, и они явились в Евпаторию, грубо обошлись с Розочкой и начали командовать в доме, как будто уже стали хозяевами.

В самый разгар приготовлений, когда с минуты на минуту ожидали, что привезут прах Карамана и события достигли кульминации, появился Караманжив и невредим, и в присутствии огромного скопления народа, убедившись в правоте Розочки, выгнал своих племянников, лишив их наследства.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s