О С. Крыме в воспоминаниях 1926 года

15 декабря 2022 года на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития историко-культурного наследия крымских татар» в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия в Симферополе старший научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова Р. Куртсеитов сделал доклад «Трансформация принципов Крымской народной республики, отражённых в устройстве довоенной Крымской АССР: современные реалии, тенденции развития», который основывался на изданной почти столетие назад, в 1926 году в Париже работе Д.С. Пасманника «Революционные годы в Крыму». Относительно крымского правительства С. Крыма докладчик сообщил, что по всем известным причинам в этом правительстве было сильное еврейское лобби, дав понять, что этот факт определила личность самого С. Крыма. Не сказав напрямую, Р. Куртсеитов, тем не менее, выразился таким образом, что у слушателей создалось впечатление, что сильное еврейское лобби в правительстве явилось следствием того, что Соломон Крым – еврей. На мой вопрос, прямая ли это цитата из книги Д. Пасманника, или мнение самого докладчика, последовал совет внимательно прочитать «Революционные годы в Крыму» – там 212 страниц. На мой повторный вопрос, с замечанием, что С. Крым – всё же крымский караим, а не еврей, и с просьбой уточнить связь с еврейским лобби, Р. Куртсеитов ответил, что он привёл прямую цитату Д.С. Пасманника, что повторно подтвердил и в кулуарах для меня и других участников конференции.

          Следуя совету сотрудника НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма, я проверила эту информацию. Оказалось, что о еврейском лобби в правительстве Крыма Д.С. Пасманник не писал. Кому то может показаться это событие незначительным, несущественным, но я всё же обратила на него внимание. В связи с тем, что крымских караимов-тюрков мало, а ещё меньше их посещают конференции и другие общественные мероприятия, многократно замечен неприятный факт, что выступающие говорят странные вещи (иногда оскорбительные, иногда смешные) о происхождении, этнокультуре, истории народа, не боясь возражений среди публики, создавая у слушателей ложное представление о крымских караимах-тюрках. В книге же «Революционные годы в Крыму», написанной свидетелем тех далёких крымских событий, я нашла интересные факты о крымском правительстве С. Крыма и характеристику замечательному человеку, учёному, промышленнику, общественному деятелю, благотворителю, члену Государственного Совета и Государственной Думы двух созывов, инициатору и основателю Таврического университета Соломону Крыму (1864–1936), которые частично привожу ниже [из раздела ХІV. Образование крымского правительства, С. 113-123, где речь идёт о Втором Крымском краевом правительстве (5.11.1918 – 04.1919), созданном после подачи в отставку М.А. Сулькевича].

<…> характерная мелочь: когда мы обсуждали состав новой власти, зашла речь о названии. С.С. Крым, намеченный нами единогласно главой будущей власти, настаивал, чтобы её члены носили скромное название «главноуправляющих», или «временно управляющих». «Какие же тут министры, говорил Крым, когда всего-то нам придётся управлять пятью уездами».

<…> Собственно, были уже примеры создания краевой власти – в Киеве, на Дону, на Кубани, но там власть создавалась силою штыков. Лишь в Крыму власть должна была явиться результатом общественной самодеятельности на основе партийного соглашения.

Раз не было за властью вооруженной силы, то она должна была опереться на авторитетное общественное учреждение, каким тогда было земство, пополненное городскими головами городов.

<…> Ген. Деникин и его представители в Крыму выступили решительными противниками сейма: так создалась легенда о сепаратизме правительства С.С. Крыма, что давало повод всяким реакционным авантюристам угрожать всем членам правительства виселицей и расстрелами. Ведь в 1920 г. С.С. Крым, вызванный командованием в Крым для определённого дела, был арестован на пароходе в Ялте каким-то офицером и чуть не был расстрелян.

<…> 15-го ноября 1918 г. С.С. Крым вступил во власть, получив её из рук губернского земства. Много нареканий навлёк на себя этот идеально честный общественный деятель и глубокий русский патриот со стороны вождей добровольческой армии, многих её офицеров и вообще реакционеров всех калибров. Я не знаю большей несправедливости. А как пошлы становятся эти нарекания, когда начинаются они с того, что его зовут Соломон Крым, т. е. что он не православный, впрочем, и не еврей, а всего лишь караим. У каждого общественного деятеля имеется своё честолюбие. Но не оно заставляло С.С. Крыма стать во главе власти в необычайно трудный момент, при очень тяжёлых условиях, когда впереди виднелись не лавровые, а лишь терновые венки. Долго пришлось его убеждать, раньше, чем он согласился стать во главе Крымской власти. Тогда все сошлись на нём. Мы надеялись, что даже татары примирятся с его кандидатурой. Ведь он столько лет был их защитником и в Госуд. Думе, перед губернскими и столичными властями, повсюду, где только можно было. Но во всяком случае среди остального крымского населения не было двух мнений. Крупный помещик, он, в качестве одного из лучших виноделов России и опытного агронома, пользовался популярностью своей высоко культурной деятельностью. Ведь разгромленный теперь большевиками Таврический университет в Симферополе создан исключительно им. Долголетний земский деятель, он пользовался доверием «третьего элемента» [интеллигенция, служившая по найму (врачи, учителя и др.)], благодаря своей строгой деловитости и глубокому знакомству с земским делом. Член Госуд. Думы и Госуд. Совета, он никогда не отличался боевым темпераментом! – Человек врождённого такта и меры во всём, он повсюду стремился вносить примирение, сводя всегда общие идеи к конкретным жизненным фактам. Сколько раз мне приходилось наблюдать, как он несколькими скромно сделанными замечаниями сглаживал острые споры между петербургскими «орлами» в его министерстве – Набоковым и Винавером! Что же им руководило? Идеально чистая и глубокая любовь к России, скорейшему оздоровлению которой он хотел содействовать путём сохранения законного порядка в одной из её окраин – в Крыму. И он не был «медным всадником», способным растоптать большевицкую змею, но кто из вождей Добрармии посмеет его в этом упрекнуть?

<…> Его ближайшими сотрудниками были В.Д. Набоков – министр юстиции и М.М. Винавер – министр внешних сношений.

<…> Из местных людей в министерство Крыма вступили ещё кадет Н.Н. Богданов, участвовавший в Корниловском походе, эсэр С.А. Никонов, ненавидевший демагогию во всех её формах, и плехановец П.С. Бобровский, смело боровшийся, как социалист, не только против большевизма, но и против всех проявлений антинационального социализма. Кроме этих шести министров, руководивших политикой края, были ещё четыре деловых министра: министерством финансов, вместо приглашённого П.Л. Барка, который должен был уехать с поручением заграницу, управлял А.П. Барт, Управляющий Казённой Палатой, впоследствии расстрелянный большевиками, А.А. Стевен, управляющий министерством снабжения и путей сообщения, тоже павший жертвой чекистов, генерал Бутчик – в роли военного министра, вечно интриговавшего против своего правительства, и адмирал Канин – в роли морского министра, жившего всё время в Севастополе, не вмешиваясь в управление краем. С. Крым надеялся со временем привлечь и татар к участию в местной власти. Но они упорно отказывались, надеясь на какие-то чудеса, которые должны были бы вновь отдать Крым исключительно в их руки <…>.

А. Полканова.

One thought on “О С. Крыме в воспоминаниях 1926 года

Оставьте комментарий