Архив

24 года назад в обществе «Бирлык»

Газета «Крымская правда» 6 мая 1990 год

Архивные фото. Август 2014. Конференция, посвящённая 130-летию со дня рождения Александра Ивановича Полканова. Симферопольский художественный музей.

Читать далее…

Старое фото. Встреча в Бахчисарае. 1995?

Год, эдак, 1995? Встреча караев Евпатории, Симферополя, Бахчисарая, Днепропетровска и их друзей в Бахчисарае с поездкой в Джуфт Кале. Может конференция?

Читать далее.

Борис Яковлевич Кокенай и его материалы в личных архивах крымских караимов (караев).

К сожалению, численность крымских караимов снижается. Всё меньше остаётся тех, кто жил среди караев, тесно общался с яркими представителями народа. Из-за мировых глобализационных процессов вымываются этнические особенности и детали быта крымских караимов. Поэтому особенно ценны те сведения, что успели сохранить для нас небезразличные люди, стоявшие на стыке эпох. Для понимания и осмысления информации дневников и заметок имеет большое значение личность писавшего. Среди крымских караимов, оставивших заметный след в деле собирания материального и культурного наследия народа, нельзя не упомянуть собирателя, исследователя, патриота Бориса Яковлевича Кокеная.

Читать далее.

Письмо Вице-адмиралу

Евпатория когда-то была второй столицей крымских караимов после древней крепости Кале (Джуфт Кале). Караи оставили заметный след в истории города. Их имена звучат в названиях улиц, памятников, парка, на мемориальных досках. Сохранились в памяти горожан. Связаны с театром, библиотекой, музеем, детским санаторием и т.д.

Читать далее.

РАСПОРЯЖЕНИЕ АН СССР 1956 Г.

При изучении истории тюркских народов и, особенно, истории тюркских языков остро ощущается необходимость расширения и углубления работ по истории, литературе, языку караимов.   

Читать далее.

Предписание комиссара Шауляя от 16.09.1941 г. об отношении фашистов к караимам

 Согласно решению  рейх-учреждения в отношении генеалогии от 5.01.1939 секта караимов не рассматривается как еврейское религиозное общество, основание – 2 параграф 2 абзац первого административного распоряжения. Караимы — это тюрки до их смешения с арабами.

Читать далее.

СТАТЬЯ ПРОФ. ШТЕЙНИГЕРА В ГАЗЕТЕ «DEUTCHE ZAITUNG IM OSTLAND» № 314 ОТ 15 НОЯБРЯ 1942.

Весьма редко встречаются такие осколочные народы, которые привлекают  столь много внимания, как караимы в Литве, Латвии и Генерал-губернаторстве, т.к. речь идет  о группе людей, оторванной от далекой родины, о людях, которые несмотря на века проведенные в окружении других народов сохранили своеобразие своей культуры. Родиной караимов является Крым.

Читать далее.

Газеты из папки 1310.

Среди большого количества материалов, хранящихся в фонде F143 – фонде С. М. Шапшала в библиотеке АН Литвы им. Врублевских есть 2 папки № 1310, в которых сложены, в основном, целые газеты 1901 – 1959 годов. Самой ранней является крымскотатарская газета «Переводчик» («Терджиман») от 16.01.1901 г.

Читать далее.

О начале войны из писем С. Фирковича к С.Шапшалу.

Вопросы о происхождении крымских караимов и их положении во время Второй Мировой войны хорошо изучены, но до сих пор вызывают интерес. Масса недобросовестных СМИ публикуют статьи с дезинформацией по этим темам. Надеемся, что нижеприведённые документы заинтересованному читателю будут интересны.

Читать далее.

Письма Шефики Гаспринской к Серайе Шапшалу.

В фонде Серайи Шапшала F143 библиотеки Академии наук Литвы им. Врублевских хранится большое число писем его и к нему, их черновиков. В эпистолярном наследии есть два письма Шефики Гаспринской – дочери Исмаила Гаспринского, знаменитой общественной деятельницы, издателя первого в мусульманском мире женского журнала «Алем-и-нисван» («Женский мир»).

Читать далее.

Вторая Мировая война в письмах Бориса Кокеная

В статье «Караимы и крымчаки» 2014 года на сайте Института этнологии и антропологии Российской академии наук, его директор В. Тишков, пишет: «Мы не отрицаем существование этих народов – караимов и крымчаков, их достаточно трагическую судьбу в годы войны, когда немецкие фашисты их просто истребляли, также как и цыган», повторяя тиражируемые недостоверные сведения. Несмотря на доносы в местах компактного проживания, крымские караимы не уничтожались в годы Великой Отечественной войны по национальному признаку. Не было запрета на караимскую религию, действовали кенаса. Мы размещаем в газете фрагменты переписки, которые, надеемся, помогут разъяснить некоторые недоуменные вопросы, а также опровергнут дезинформацию, часто встречаемую в недобросовестных СМИ и даже в интервью историков.

читать далее

Свидетельство эпохи

Много разных домыслов и дезинформации о положении крымских караимов в период фашистской оккупации Крыма публикуется на страницах печатных СМИ, в толстых монографиях недобросовестных или заблуждающихся авторов, и на просторах интернета. Ниже публикуемый документ из Литовского архива, повествующий о положении общин крымских караимов в этот тяжёлый период, является интересным свидетельством эпохи. Краткие сроки письма рассказывают, что во время Великой Отечественной войны были открыты для служб кенаса, о тяжёлом материальном положении, о трогательной заботе и выполнении долга.

читать далее