В отечественной историографии недавнего времени довлело мнение об аланах-асах как об ираноязычном народе иранского же происхождения. В советское время иные трактовки отвергались в силу идеологических причин, особенно после депортации из Крыма и Кавказа коренных тюркских народов — крымских татар и карачаево-балкарцев. Ряд современных авторов продолжают придерживаться прежней точки зрения и к нынешним потомкам алан причисляют лишь осетин, несмотря на наличие новых убедительных данных об аланах-тюрках и их участие в этногенезе большинства тюркских народов на обширном пространстве от Алтая до Крыма и Кавказа. Кратко остановимся на этом вопросе.
Аланы были известны античным авторам с I в.н.э. на Северном Кавказе, Приазовье, Дунайском регионе. Нередко алан-асов считали потомками кочевых ск4ифов и сармат. Готолемей говорит о скифах-аланах.
Древних курганников-скифов называли ас-киши (Бабаев, 2000; Мизиев, Джурбаев, 1991 и др.).
Этноним «аз» и «ас» встречается в древнерукописных текстах Ориона (Будаев, 2002). Известно древне-тюркское имя с компонентом «алан» (Древне-тюркий словарь, 1969).
Одним из крупных до-гуннских объединений считают аланский племенной союз в Предкавказье в Ш – IV вв. н.э. (Лайпанов, Мизиев, 1993). Позже родо-племенные соединения алан-асов входили в гуннский, болгарский, хазарский и последующие тюркские племенные союзы. В летописи Карчи упомянуты ассы и аланы из стран гунов и хазар, асгунны из племен хазар (Глаш, 2002). Ассы-аланы участвовали в этногенезе многих современных тюркских народов: алтайцев, башкир, казахов, каракалпаков, карачаево-балкарцев, киргизов, крымских караимов /караев/, крымчаков, крымских татар, кумыков, ногайцев, туркмен, узбеков, чувашей, якутов… (Аристов, 1896; Бабие, 2000; Будаев, 2002; Керейтов, 1999; Кубанов, 2004; Лайпаков, Мизеев, 1991 и др.). Эти народы сохранили этнонимы и антропонимы с компонентами «алан», «ас» и «аз».
Прослеживается этническое родство и преемственность культуры в ряду скифы-сарматы-аланы-гунны-булгары-хазары-кипчаки некоторые авторы выделяли на Кавказе алано-хазарскую культуру. А в качестве примеры единой хазаро-алано-булгарской цивилизации называют салтово-маяцкую культуру. Тюркские народы формировались при смешении кочевых тюркских племен, переходящих к оседлости, и местного населения.
Карачаево-балкарцы поныне сохраняют самоназвание «алан» и «таулас» и обращение «алан» используют в значениях соплеменник, сородич, брат (Джуртубаев, 1991; Мизиев, 1991). Слово «алан» употребляется в этом смысле только у карачаево-балкарцев (Будаев, 2000). Созвучные этнонимы в их отношении используют и соседние народы. Мегрелы называют карачаево-балкарцев — алани, абхазы — азухо (асы), грузины — баснани, осетины — ассон (асы). Осетины именуют Балкарию — Ассия, а Карачай — Стур Асия (Большая Асия) (Мизиев, 1991; Будаев, 2000). По акад.. Н.Я. Марру у сванов термин «осский» означает на иранский язык, как мы это понимаем, иранского происхождения, а карачаевский, относящийся к турецкой семье. Для иранского у сванов термин «дигорский»… Показательно и мнение профессора МГУ Г.А. Кокиева, осетина-дигорца: «…насколько сомнительно отожествление предков осетин с аланами, настолько основательно отожествление балкарцев и карачаевцев с кавказкими аланами» (Кубанов, 2004).
У карачаево-балкарцев немало антропонимов с компонентами «ас» и «алан»: Аслан, Асиат, Аса (Бабиев, 2000).
В прошлом Аланией назвали большую территорию Северного Кавказа, места современного проживания карачаево-балкарцев, осетин, ингушей… По летописи Карчи, территория Алании включала предгорную часть и горы нынешних Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни (Глаш, 2002).
Этнонимы и антропонимы с компонентами «алан», «аз», «ас» известны и у соседей тюркских племен на громадной территории от Алтая до Кавказа: у монголов, таджиков, марийцев, осетин (Бабаев, 2000; Джурбаев, 1991; Керейтов, 1999). Мифическую прародительницу чингизидов звали, например, Алан-гоа. Вероятно аланы-асы участвовали в этногенезе и этих народов.
Осетины с недавних пор называют свою страну Аланией, но сохраняют самоназвание — ир, ирон (Кулаковский, 2000; Джуртубаев, 1991; Артамонов, 1962).
Аланы в Крыму. «Проникновение алан на территорию Крыма(Ю.Кулаковский, 1906) относится, вероятно, к очень древним временам, и весьма возможно, что они именно составляют туземное в тех пределах, где возник город Судак и стояла хазарская крепость Фуллы». Отмечается присутствие аланов-асов на полуострове в период с I по XV вв. Согласно преданию аланы в 212 году основали Судак (Кулаковский, 2000). Кулаковский в (1906) пишет: «По сообщению арабского географа Абульфеды (1331) в крепости Кырк Йере (ныне Чуфт Кале) жили Асы, т.е. Ясы русской летописи, или Аланы». Есть указание, о проживании в Крыму в XIII в. тюркского племени ОЛ-Ас (большие Асы) (Кубанов, 2000). По разным данным аланы жили на полуострове в междуречье Альмы и Качи в верховьях Бельбека, Кафе, Старом Крыму, Карасубазаре… (Кулаковский, 1899; Тукманп, 1991; Кубанов, 2004; Глаш, 2002 и др.). Нередко упоминают алан вместе с готами и именуют местное население гот-аланами (Артамонов, 1962; Пиора, 1990). На археологическом материале прослеживается присутствие алан в Крыму около полутора тысяч лет (до XV в.) и отмечается численное преобладание в раннем средневековье (Кубанов, 2004; Пиоро, 1990). Тюркские племена переходя к оседлости селились «среди крымских алан иготов» (Федоров А., Федоров Г., 1978).
Караи и аланы. Крымские караимы являются сплавом ветвей караитов, входивших в гунский и хазарский племенные союзы, и более древнего населения Крыма, в основном сармато-алан, о чем свидетельствуют данные антропологии и истории, антропонимы, особенно этнокультуры и т.д. (Алексеев, 1971; Полканова, Полканов, 2005).
Аланы — один из древних родов крымских караимов. Антропоним Алан фигурирует в каменной летописи родового кладбища Балта Тиймэз (топор не тронет) на памятнике с датой 706 г.
Для караев характерна ориентировка захоронений с севера на юг. Такая же ориентировка и тип трупоположения на спине с вытянутыми конечностями преобладала у сармато-алан юго-западного Крыма (Пиоро, 1990). Аналогичное направление могил отмечается у сармат и алан Северного Прикаспия и Поволжья (Федоров, Федоров, 1978; Плетнева, 1990). Вероятно ориентировка захоронений крымских караимов могла быть унаследована от сармато-алан, что послужит дополнительным доводом в пользу их участия в этногенезе караев.
Знатный карайский род Аланбий (аланский князь) пресекся лишь в конце XIX в. (данные Б.Кокеная).
Именно историческая территория крымских караимов в междуречьи Альмы и Качи — Кырк Йер (округа кырков) в прошлом, как указано выше, называли страной Асов или Алан. Центр Кырк Йера находился в Верхней крепости — Кырк Йернын юкъары Калеси. Она же просто Кале и Джуфт Кале — двойная крепость (ныне название искажено в Чуфт Кале). Мухаммед Риза (XIX в.) и безымянный автор относили население Кырк Йера к асам « » и татарского [тюркского] племени и называли гяурами (Кулаковский, 2000). Это согласуется с другими данными о принадлежности к тюрскому миру алан-асов в Крыму.
Пребывание на полуострове алан (асов) отражено в топонимике. Известно свыше 35 названий с компонентами алан (преобладают) и ас: поселков, урочищ, гор, рек, источников (Суперанская и др. 1997; Буранов, 2003). Примеры топонимов: Биюк-Ас у Евпатории; источник Алан-Чокрак, Чатырдаг; гора Алан в Восточном Крыму: с. Орта лан, урочище Отар-Алан у Черкез-Кермена. Наряду с этнонимами встречаются названия соответствующие тюркскому слову алан в значении — поляна, поле, открытое место. Большинство топонимов в Крыму тюркского и греческого происхождения (82,4 и 16,1 %), и лишь 0,6% иранские (Бушанов, 2003). Преобладание тюркских топонимов характерно и для мест традиционного проживания карачаево-балкарцев на Кавказе. В сочетании с другими данными это подтверждает принадлежность алан к тюркским племенам.
В Крыму тюркские топонимы сохранились «в форме присущей карачаево-балкарскому языку… они были частью большого алано-асского массива, осевшего в Крыму» (Кубанов, 2001). Примером общих топонимов являются названия Тиберти (в Карачееве — Теберда), Баксан. Согласно старинной легенде предки карачаевцев во главе с легендарным вождем Карча пришли из Крыма к своим родичам в верховья Кубани, Кумы и Терека».в летописи Карчи также указано, что он жил в Крыму в крепости и в 1378г вместе с другими семьями (200 человек) переселился на Кавказ (Глаш, 2002). Есть и предание о прибывших на Кавказ из Крыма братьях, положивших начало Абаевым, Шаха новым и другим знатным родам балкарцев (Абаев, 1992).
У караев также есть отголоски предания о переселении части их предков-воинов на Кавказ в конце XIV в., в тот же период, когда часть воинов попала с Великим князем Витовтом в Литву (информаторы Б.Кокенай, Сем. Шапшал, С. Кальф-Калиф).
В тоже время ничего «подтверждающего версию о ираноязычности алан и асов , мы в Крыму не находим, хотя бы в Кырк Йере и вокруг его должны были сохраниться десяток иранизом, а их нет, и в общем нигде аланы и асы не оставили иранского следа…» (Кубанов, 2004).
Общность этногенеза и исторические связи обусловили близость языка и этнокультуры коренных тюркских народов Крыма и Кавказа — крымских караимов, крымских татар, карачаево-балкарцев (алан), кумыков… Не случайно на Кавказе есть родовые фамилии с компонентом Крым. Например: Крымшахсловы. На родство языка и культуры указывали акад. Н. Баскаков, К. Мусаев и другие тюркологи (Караимско-русско-польский словарь, 1974; Хатуев, 1999; Мусаев).
Наиболее близким к карачаево-балкарскому и кумыкским языкам считается тракайский диалект караимского языка, сохранившийся с XIV в. у переселившихся из Крыма в Литву крымских караимов.
Б.Кокенай, М. Фиркович, Сем. Шапшал и другие караи свободно общались на своем родном языке с карачаево-балкарцами и кумыками. А С. Баккал, работавшую агрономон в Карачае, местные жители называли карачай-кызы — карачаевская девушка.
В языках тюркских народов Крыма и Кавказа сохранилось немало архаизмов, и при языковой реформе Ататюрка в 1930-х гг. взамен иноязычных заимствований в турецкий язык были взяты 330 крымскокараимских 30 карачаево-балкарских слов.
Показательно сходство крымских караимов и карачаево-балкарцев, в этногенезе которых участвовали аланы. Несмотря на различие религий, географических особенностей, среды обитания, давнее прекращение активных контактов, остается много общего не только в целом, но и в деталях. Даже этнонимы «карай» и «карачай» одного корня и выходят к одному источнику: къар «свет и воин» из обоих этнонимов. Второй компонент «ай» из этнонима къарай означает «святой», а второй компонент «ачай (асай) из этнонима «къарачай» означает «старший», «дядя», «господин», «благородие», «светлость» и т.д. Так что оба этнонима имеют общий компонент Кар — «свет», «воин» (Байрамукъ улу Умар-Къарачайлы, 1993). У карачаевцев и караев совпадают совпадают названия дней недели, месяцев, годов звериного цикла и около 30 фамилий.
Немало общего в обрядах, фольклоре, традициях, антропонимах. Приведем некоторые примеры:
— совпадение дней недели (йухбашкун, шаббаткун…), названий месяцев, годов 12-ти летнего животного цикла;
— отголоски древних верований и трепетное отношение к священным деревьям;
— сохранение значения среды — къанкун (буквально — день крови) как дня пожертвований;
— тамги в виде крестов прямого, косого и в виде свастики с загнутыми краями;
— название обрядовой лепешки — тымбыл;
— сюжет древней колыбельной песни караев находит ближайшую аналогию на Кавказе;
— двускатные крыши домов в крепостной архитектуре… (Байрамукъ, 1993; Каранетов, 1995; Малындуев, 1986, 1990; Полканов, 1994 и др.).
В этнокультуре крымских караимов нашли отражение особенности и кочевых и оседлых предков. Часть караев длительное время, вплоть до революции 1917 г, продолжала вести сезонный образ жизни: зиму проводили в местах постоянного обитания, а лето проводили в сельскохозяйственных угодьях. Виноградарство и садоводство сочеталось с пастбищным скотоводством. В национальной кухне сохранились простые блюда скотоводов-кочевников и сложные в приготовлении кушанья, характерные для земледельцев. Перешедшими от разных племен некоторые исследователи считали национальные символы – тамги караев — сэнэк (двурогое копье) и калкан (щит). По одной из гипотез главные морфологические типы памятников унаследованы и от кочевых племен — эсер-таш (седло-камень) и от оседлого — эвчик-таш (домик-камень).
Выводы
- Аланы-асы участвовали в этногенезе тюркских народов на огромной территории от Алтая до Крыма и Кавказа, что подтверждают данные антропологов, антропонимы, топонимы, особенности этнокультуры.
- Прослеживаются генетические связи и преемственность культур в роду скифы-сарматы-аланы-гунны-булгары-хазары-кипчаки — современные тюркские народы.
- Приведенные факты подтверждают участие в этногенезе коренных народов Крыма сармато-алан, что показано на примере караев.
- Близость карачаево-балкарцев-алан к крымским караимам в сокупности с другими данными указывают на то, что этнонимом аланы (асы) в прошлом называли в Крыму тюркские племена, в частности крымских караимов.
- Версия об ираноязычности алан (асов) в Крыму не находит подтверждения.
Литература
- Абаев М. Балкария, Нальчик: Эльбрус, 1992. — 40с.
- Алексеев В.П. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краниологии / Археология и этнография Татарии. Вып.. 1. Казань: АН СССР, 1971, с. 232-255.
- Артемоном М.Н. История хазар. Ленинград, 1962. — 523 с.
- Бабаев С.К. К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик: Эльбрус, 2000. — 248с.
- Байрамукъ улу Умар-Къарачайлы. Кладезь народной памяти. Анализ легенд в поисках истоков. Черкесок, 1993. — 152с.
- Биржиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа. Черкесск,
- Будаев Н. Западные тюрки в странах Востока // Ас-алан, 2000, № 1, с 305-494
- Будаев Н. Западные тюрки в странах Востока. Лексические па ралли японского и карачаево-балкарского языков. Нальчик, 2002. — 201с.
- Буранов В.А. Лексичний склад історічної топонімії Криму. Київ, 2003. — 226с.
- Глаш А. Летопись Карчи (Хазарско-аланская летопись) Иноземцево: Пятигорье, 2002. — 48с.
- Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1991. — 256с.
- Древнетюркский словарь. Ленинград: Наука, 1969 — с.
- Карапетов М.Д. из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995. — 345с.
- Керейтов Р.Х. Этническая история ногайцев. Ставраполь, 1999, — 175с.
- Кубанов А.Х. Ассия и Асгард на Кавказе, или по следам Т.Хейердала. Москва – Ставраполь, 2004. — 240с.
- Кулаковский Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899.
- Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. Краткий исторический очерк. Киев, 1906. — 143с.
- Кулаковский Ю.А. Избранные труды по истории аланов и Сарматки. С.-Петербург: Алетейя, 2000. — 318с.
- Лайпанов К.Т., Мизиев Н.М. О происхождении тюркских народов. Черкесок, 1993. — 140с.
- Малкондуев Х.Х. Об общинных обрядах балкарцев и карачаевцев / общественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик 1986, с. 103-115.
- Малкондуев Х.Х.древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус. 1990. — 152с.
- Мизиев Н.М. Очерки истории и культуры Балкарки и Карачая XIII-XVIII вв. Нальчик: Нарт, 1991. — 192с.
- Мизиев Н.М., Джурбаев Н.Ч. история и духовная культура карачаево-балкарского народа // Минги тау, Эльбрус, 1991, № 1.
- Пиора Н.С. Крымская Готия. — К.: Лыбедь, 1990. — 200с.
- Полканов А.И. Крымские караимы (караи — коренной малочисленный тюркский народ Крыма). Париж, 1995. — 245с.
- Полканов Ю.А. Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны. Бахчисарай, 1994. — 52с.
- Полканова А.Ю., Полканов Ю.А. реликтовые особенности этнокультуры крымских караимов / крымские караимы. Историческая территория. Этнокультура. Симферополь: Доля, 2005, с. 66-121.
- Суперанская А.В., Исаева З.Г., Иоханова Х.Ф.. Топонимика Крыма. Т. 1, ч. I и II. Москва: 1997. — 403с.
- Тун манн. Крымское ханство. Симферополь: Таврия, 1991. — 96с.
- Федоров А.Я., Федоров Г.С. ранние тюрки на Северном Кавказе. М.: МГУ, 1978. — 296с.
Полканов Ю., 2007