К 100-летию окончания Гражданской войны.

Первопроходники. Крымские караимы – участники Первого Кубанского (Ледяного) похода.

          Началу Белого движения послужило создание Добровольческой армии, главным инициатором чего был генерал от инфантерии М. В. Алексеев (1857 – 1918 ), бывший в 1915 – 1917 гг. начальником штаба Верховного Главнокомандующего. 2 (15) декабря 1917 года он опубликовал обращение к офицерам, в котором призвал их «спасти Родину». Этот день принято считать днём основания Добровольческой армии [Рутыч Н. Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооружённых Сил Юга России : Материалы к истории Белого движения, М., 2002, с. 30].

          В воззвании, обнародованном 27 декабря 1917 года, в числе главных целей, стоящих перед вновь создаваемой армией, указывалась организация военной силы, «противостоящей надвигающейся анархии и немецко-большевистскому нашествию». Также отмечалось, что «добровольческое движение должно быть всеобщим» [Деникин А. И. Путь русского офицера, М., 2012, с. 257]. Однако, как показали события периода Гражданской войны, всеобщим оно не стало. В Белом движении активное участие за три года борьбы приняло значительно менее одного процента населения России, а его основу составили представители офицерского корпуса, сохранившие верность присяге и Отечеству. К началу февраля вождям движения удалось собрать всего около 4-х тысяч человек, включавших более 2,5 тысяч офицеров, более тысячи рядовых (наполовину состоявших из юнкеров и кадет) и более 600 добровольцев (унтер-офицеров и солдат). Приведённые цифры – это весь состав Добровольческой армии, которая 9 февраля 1918 года выступила из Ростова.

          Цель похода – Екатеринодар. Предполагалось, что его взятие поднимет на борьбу с большевиками кубанское казачество. Спустя годы А. И. Деникин вспоминал: «Мы начинали поход в условиях необычайных: кучка людей , затерянных в широкой донской степи, посреди бушующего моря, затопившего родную землю…» [Деникин А. И. Путь русского офицера, М., 2012, с. 273]. Надежды на успех весьма призрачны. Но был высокий смысл в этом почти самоубийственном начале, походе, ставшим впоследствии легендой и символом бескомпромиссной борьбы, о чём с предельной ясностью и глубиной сказал генерал Алексеев: «Мы идём в степи, вернёмся, если будет милость Божия. Но нужно зажечь светоч, чтобы осталась хотя бы одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы» [Первопроходник, Апрель 1973, № 12, с. 5].

          Екатеринодар взять не удалось и, к тому же, перед штурмом города, 31 марта погиб первый командующий Добровольческой армии генерал Л. Г. Корнилов. 30 апреля армия вернулась в Ростов, пройдя более тысячи километров за 80 дней похода, в течение 44-х вела бои, потеряв в них более 400 человек убитыми и около 1500 ранеными. Первый Кубанский, иногда его называют Корниловским или Ледяным походами, стал легендой Белой армии. В нём принимали участие многие из ставших в будущем известными военачальниками белогвардейских соединений, но и рядовые бойцы также пользовались неизменными почётом и уважением, как в годы Гражданской, так затем и в эмиграции. 21 сентября 1918 года приказом командующего добрармии А. И. Деникина (№ 499) был учреждён «Знак отличия Первого Кубанского похода» [Вестник Первопроходника, Август-октябрь 1968, № 82-83, с. 6], одной из самых престижных наград Белого движения. Он представлял из себя меч, обвитый терновым венком.

          Национальный состав участников Ледяного похода, в основе своей русский, включал также представителей ряда национальностей, населявших Российскую Империю – украинцев, белорусов, народов Кавказа, Средней Азии и др., в том числе, и крымских караимов. Нам известны фамилии трёх участников.

          Помещённый в парижской газете «Русская мысль» 16 февраля 1972 года краткий некролог сообщал о кончине 2 февраля Александра Иосифовича Неймана (1885 – 1972):  «Дипломированный инженер – механик. В гражданскую войну – первопроходник. Кандидат математических наук. Скончался в Русском доме в Ганьи (пригород Парижа. – В. К. ). Похоронен 5 февраля на местном кладбище» [Незабытые могилы. Российское зарубежье : некрологи 1917 – 1999 в шести томах. Т. 5, М., 2004, с. 65]. Александр Иосифович родился в Одессе. Выпускник Новороссийского университета. В годы Гражданской войны воевал в составе Добровольческой, а затем Русской армии в Донском сапёрном батальоне. Подпоручик. Эвакуирован с частями врангелевской армии из Крыма в ноябре 1920 г.

          В списках участников 1-го Кубанского похода значится Шишман Исаак Абрамович. К сожалению, сведений о нём крайне мало: «Подпоручик. В Добровольческой армии в Корниловском ударном полку. Убит в марте 1920 г. в Новороссийске» [Участники 1-го Кубанского (Ледяного) похода. Режим доступа : ria1914info/index.php/Участники_1-го_Кубанского_(Ледяного)_похода, С – Я].

          20 января 1966 года «Русская мысль» известила о кончине первопроходника Михаила Семёновича Ильяшевича [Незабытые могилы. Российское зарубежье : некрологи 1917 – 1999 в шести томах. Т. 3, М., 2001, с. 79]. Частично биографические данные о М. С. Ильяшевича содержатся в изданиях, вышедших в 2001 и 2011 годах в Праге и Москве [Хроника культурной, научной и общественной жизни русской эмиграции в Чехословацкой республике. Т. 2 (1930-1939), Прага, 2001, с. 102; Соколов М. В. Соблазн активизма. Русская республиканско-демократическая эмиграция 20-30 гг. ХХ века и ОГПУ СССР, М., 2011, с. 328]. Михаил Семёнович родился в 1898 году в Ростове–на–Дону. Отец: Ильяшевич Семён Николаевич, мать: Ильяшевич (Кефели) Сарахатын Марковна. М. С. Ильяшевич по окончании ростовской гимназии (1917) продолжил образование в Харьковском университете (юрфак). В Кубанский поход пошёл рядовым добровольцем. В годы Гражданской войны неоднократно отличался в боях и был награждён в 1919 году Георгиевским крестом 4 степени. Эвакуировался в составе Русской армии из Крыма в 1920 году в Турцию, а затем переехал в Чехословакию. С 1922 по 1927 год он – студент Русского юридического факультета в Праге (учёбу не завершил). Будучи инвалидом после полученных на фронтах ранений, состоял членом Русского союза инвалидов в Чехословакии. В 1926 – 1928 годах редактировал журнал «Годы». С 1930 года М. С. Ильяшевич стал одним из руководителей «Союза второго поколения» и, спустя год, одним из членов редколлегии газеты «Второе поколение». В эмиграции занимался также коммерческой деятельностью. С 1945 года жил в Аргентине. Скончался в Буэнос–Айресе 26.10.1965.

          Список участников Первого Кубанского похода постоянно обновляется. Периодически становятся известны новые имена. Нельзя исключать, что в будущем он пополнится и именами крымских караимов. Вероятность этого вполне реальна, если учитывать, что из почти 500 человек крымскокараимского офицерского корпуса, сражавшихся в годы Первой Мировой войны, подавляющая часть оставшихся в живых воевала в рядах белогвардейских формирований. До настоящего времени большую трудность представляет установить поимённый состав воевавших на фронтах Первой  Мировой и Гражданкой войн. Высок был и процент потерь. По самым минимальным оценкам не менее трети, а то и больше, погибли на полях сражений в период с 1914 по 1920 год. Большинство из уцелевших либо эмигрировали, либо были расстреляны в дни красного террора, уничтожившего десятки тысяч бывших офицеров и солдат белых армий по окончании Гражданской войны. Все они, неразрывно связанные с Белым движением, разделили скорбную участь большинства его участников, не смирившихся с большевистской властью. Их воинская доблесть высоко оценивалась в среде русской эмиграции. И, к примеру, не случайно, что при подготовке проведения молебна в Александро – Невском соборе Парижа, состоявшемся 18 июня 1942 г. «с провозглашением вечной памяти всем воинам, павшим в борьбе с большевиками и всем жертвам большевистского террора», в президиум оргкомитета от «бывших жителей и защитников Крыма» в составе восьми человек, наряду с адмиралом Черноморского флота С. В. Евдокимовым, писателем И. С. Шмелёвым, генералом Н. А. Княжевичем и другими известными личностями, вошло два крымских караима: бывший Евпаторийский Голова С. Э. Дуван и председатель Караимского общества в Париже С. М. Казас [Полканова Т. Эмигрантский архив // Къырым, 10 декабря 2005, № 98–99, с. 8].

          Крым, Россия были и остаются для крымских караимов Родиной. Такое восприятие отечества предопределило выбор сражавшихся в годы Гражданской войны на стороне белых. К ним в полной мере относятся слова генерала А. С. Кутепова: «Все народы, населяющие Россию, независимо от национальности, прежде всего – россияне. Я верю, что новая освобождённая и возрождённая Россия будет именно – Россией для россиян» [Вестник Первопроходника, Май 1962, № 8, с. 1]. И более чем закономерно и символично, что уже в самом начале Белого движения к подвигу первопроходников причастны и представители крымскокараимского народа.

В. Кропотов, Евпатория

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s